Пётр Лидов: имена пойманных на допинге становились предметом торга и шантажа

Известный эксперт уверен: у сестёр Уильямс нет будущего в обычной жизни

Известный эксперт уверен: у сестер Уильямс нет будущего в обычной жизни

Накануне Олимпиады в Рио российский спорт потряс допинговый скандал. МОК и ВАДА на волне разоблачений сейчас перепроверяют все допинг-пробы наших спортсменов, взятые во время Олимпиады в Сочи. Если найдут «компромат», медали придется вернуть. Под удар попадут участие РФ в Играх-2018 года и чемпионат мира по футболу в России. Хуже всего будет несовпадение ДНК в пробирках одного и того же спортсмена или положительный результат в пробирке «Б» при отрицательном в пробирке «А». Тогда выйдет, что беглец Григорий РОДЧЕНКОВ не клеветал и пробы действительно подменялись.

Как мы дошли до жизни такой, мы беседуем с членом общественного совета Министерства спорта России, экспертом по спортивной медицине и антидопинговой безопасности Петром ЛИДОВЫМ.

- Я испытывала чувство гордости за выступление наших гимнасток-художниц, выигравших в Рио золото. Почему в этом виде спорта нет допинг-скандалов?

- Есть виды спорта, где влияние спортивной медицины присутствует в большей степени, а есть, где в меньшей. Существуют научные методики преодоления стресса. Например, во время финала в пулевой стрельбе частота сердечных сокращений у спортсмена вместо обычных 70 доходит до 180 ударов в минуту. Но если он попытается успокоиться и на долю секунды задержит выстрел, то попадает не в десятку, а в шестерку. Это было массовым явлением в нашей сборной на последних двух Олимпиадах. Психологи с этой проблемой не справляются.

- И как же выходить из ситуации?

- Во многих спортивных державах около 20 лет назад зародились нейрофизиологические программы, по которым ученые находят способы воздействия на центральную нервную систему. Среди них применение фармакологических препаратов. В 2006 году на зимней Олимпиаде в Турине австрийские атлеты неожиданно получили 9 золотых медалей, заняв третье в общекомандном зачете место. Позже у них нашли пять психотропных препаратов, которые улучшали сон, давали чувство бесстрашия. Скандала не было, так как найденные препараты не были в списках запрещенных.

Рис. Виталия ПОДВИЦКОГОРис. Виталия ПОДВИЦКОГО

По такому же пути идут американские теннисистки - сестры Уильямс. Они принимают киборг-коктейль. Среди этой смеси есть даже наркотики. Обычно лекарства из этого списка назначают для больных, которых мучают ничем не снимаемые боли. В большинстве стран, включая Россию, эти препараты под строжайшим запретом. Они дают колоссальное преимущество, особенно в сложнокоординационных видах спорта, где стресс способен вырубить годами натренированный, стойкий спортивный навык.

- Мы долго отрицали, что наши спортсмены употребляли допинг.

- Валентин Балахничев - бывший президент Всероссийской федерации легкой атлетики участвовал в тонкой политической и спортивной игре с представителями ВАДА, оставаясь патриотом. Но после раскрытия ряда секретов даже такого рода профессионалы вынуждены уходить. Как мне рассказали в федерации, международная система антидопинга работала так: из списка пойманных спортсменов одной страны, например восьми легкоатлетов, по взаимной договоренности с национальной федерацией раскрывались имена двух человек, остальные оставлялись про запас. Происходили торги, конечно, не за красивые глаза. Оставшиеся про запас - это мощное орудие шантажа и политического давления международной системы на национальную, чем и пользовалась международная федерация, возглавляемая англичанином Себастьяном Коу.

Будучи госсекретарём Америки, Колин ПАУЭЛЛ тряс пробиркой, обвиняя Ирак в создании оружия массового поражения. С той же убедительностью он мог бы сейчас предъявлять «улики», собранные ВАДА. Будучи госсекретарём Америки, Колин ПАУЭЛЛ тряс пробиркой, обвиняя Ирак в создании оружия массового поражения. С той же убедительностью он мог бы сейчас предъявлять «улики», собранные ВАДА

 

Состряпанные диагнозы

- Почему теннисистки сестры Уильямс так обозлились на хакеров?

- Уильямс возмутились не потому, что те «слили» базу данных ВАДА и все узнали, какие они принимали препараты, а из-за того, что опубликовали их диагноз - синдром дефицита внимания. Заболевание сопровождается снижением интеллекта и трудностями с восприятием информации, что может отразиться на будущем сестер после окончания спортивной карьеры. Люди с таким диагнозом не способны выигрывать в спортивных дисциплинах, требующих координации, концентрации и расчета, даже если им проводится лечение. Налицо прокол в постановке лжедиагноза международными и американскими антидопинговыми службами. Диагноз сфабрикован, чтобы дать преимущество одной стране над другой.

Казалось бы, чего проще зашифровать имена спортсменов и предать гласности все медицинские диагнозы. Но, представляете, какая завертелась бы катавасия: «Синдром дефицита внимания выявлен у 50 процентов атлетов США!» Вывод: больная на голову территория. Или: «Бронхиальная астма установлена у 95 процентов норвежских лыжников и биатлонистов!» Вывод: либо здоровых людей в Норвегии не осталось, либо их не допускают к спорту. Надуманный диагноз дает лазейку, чтобы использовать запрещенное средство. Штаты платят больше всех денег ВАДА, поэтому заказывают музыку - кому-то разрешается принимать препарат, а кому-то нет. США уверены: что можно американскому богу, то нельзя белому, черному или желтому быку. Поэтому нашим спортсменам практически невозможно состряпать себе диагноз и выиграть.

- Как я поняла, в спорте сегодня очень выгодно быть астматиком?

- Чрезвычайно! Обычно этим заболеванием страдают биатлонисты и лыжники, где на бронхи воздействует холодный воздух, в плавании - это хлор. Препараты, позволяющие расширять бронхи, позволяют увеличить приток кислорода в ткани, что увеличивает выносливость. Но, кроме этого, бронходилататоры обладают еще стимулирующим эффектом - изменяют метаболизм в мышечным тканях, повышая мышечную производительность. Норвежцы тоже поголовно штампуют диагнозы, благодаря которым каждые 10 км пробегают на 10 - 25 секунд быстрее.

Пётр ЛИДОВ. Фото: Vk.com

Пётр ЛИДОВ. Фото: Vk.com

РУСАДА - карманная собачка

- Нам-то что делать?

- Президент России дал указание создать группу по антидопинговому обеспечению. Видать, было нужно, чтобы подключилось первое лицо страны. Создана инициативная группа из политиков, спортсменов, врачей, чтобы выступить с предложениями от России по реформированию ВАДА. Главное, учредителями антидопингового агентства должны стать представители МОК и МПК. Сейчас там заседают люди, которые ориентированы не на олимпийскую хартию, а на деньги.

- А министр спорта Виталий Мутко предпринял какие-то шаги?

- Издан приказ №999 «О подготовке спортивного резерва». Он касается 3,5 миллиона человек. Это забота о будущих призерах крупнейших соревнований. Сейчас развивается система научно-методического, медико-биологического и медицинского обеспечения этого резерва.

Главная ошибка спортивного ведомства была в том, что Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) сформировано при его непосредственном участии. Желание иметь «карманную антидопинговую собачку» и управлять ею, очищать пойманных отечественных спортсменов, не афишируя сей факт, понятно, но категорически неверно. Увы, РУСАДА не стало органом по предупреждению применения допинга, обладающим карающим мечом. Только сейчас мы это наконец осознаем. Если бы учредителем РУСАДА было не Министерство спорта, тогда бы фамилию Мутко сейчас бы не полоскали.

- Кто в первую очередь должен контролировать прием препаратов?

- Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА). В сборных командах РФ существует отлаженная система спортивных врачей, формирующих фармакологические программы и заказывающих препараты. Я никогда не поверю, что все назначения допинговых препаратов идут мимо врачей и они ничего об этом не знают. То есть врачи - либо немые свидетели того, что происходит в спорте, и не вмешиваются в дела тренера (полный абсурд), либо они часть системы назначения препаратов из запрещенного списка. Несколько лет назад я сформулировал основной тезис фармакологического обеспечения спорта высших достижений: «Допинг - это безальтернативность вчерашнего дня, безграмотность сегодняшнего и преступление завтрашнего». Сегодня завтрашний день уже наступил, а ФМБА не било тревогу, хотя мельдоний задолго до скандала ввели в запрещенный список. Вопиющий непрофессионализм! А если знали и молчали - то еще и безнравственность, полное равнодушие с потерей элементарного чувства патриотизма.

- А Олимпийский комитет России?

- Есть вина и ОКР, который вовремя не разобрался в идеологической ущербности монополии ВАДА, не предсказал возможность подмять под себя олимпийскую хартию и глумиться над принципами олимпизма. Может, этот скандал и не возник вовсе, если бы мы сами не упразднили медицинскую комиссию ОКР. Она занималась в том числе анализом мировой и российской антидопинговой политики.

Надо иметь в виду: идет холодная геополитическая война, перешедшая в спорт. И если в ВАДА появилась зараза с гримасой коррупции, национализма, то ее надо радикально устранять. Чем Россия сегодня и занимается, готовя предложения в МОК.