Историческая драма Игоря Угольникова «Учёности плоды» в прокате с 21 октября
В 1944 году в оккупированном селе Михайловское действительно была немка фрау Шиллер, профессор литературы, специалист по творчеству Пушкина. Она активно вмешивалась в работу музея, проводила экскурсии для немцев и для местных жителей, стараясь сделать все, чтобы сохранить наследие великого русского поэта. Притом что нацисты считали русских недочеловеками, у которых не может быть великих поэтов, тем более с африканскими корнями.
Оккупированная Псковщина была партизанским краем. И после партизанских диверсий немцы в ответ брали заложников из числа жителей и казнили их. Как бороться с врагом, понимая, что в итоге могут пострадать твои родственники, близкие, просто невинные люди — одна из важных тем фильма.
Однако и коллаборационизм там тоже был. Один из персонажей «Учёности плоды» — Юпатов — это реально существовавший полицай, который за свои зверства был повешен, когда наши войска вернулись в Пушкиногорье. И его преступления кажутся еще ужаснее от того, что ты понимаешь: а ведь этот Юпатов рос рядом со своими жертвами, ходил вместе с ними в школу, сидел за одной партой... Но были и те, кто вынужденно шел на сотрудничество с немцами, не имея никакой другой возможности сохранить себя, свою семью. И можно ли ставить на одну доску такого вот Юпатова и того же бывшего директора музея Антипова, прототипа которого, Кузьму Афанасьева, до сих пор не принято вспоминать в День памяти сотрудников Пушкинского заповедника? А ведь стремясь защитить от уничтожения пушкинское наследие, «своего Пушкина», любимые Михайловские рощи, он шел на любые соглашения с немцами.
Впервые в отечественном и мировом кино на экране будут люди в форме ведомства Розенберга. Художник по костюмам Сергей Стручев и художник-постановщик Екатерина Кожевникова сделали все возможное и даже невозможное. Мельчайшие детали костюмов, формы, интерьеров соответствуют времени оккупации. Для этого были подняты тысячи архивных фото, прочитаны десятки книг и статей.
У фильма было несколько исторических консультантов. Основным была историк и филолог Дарья Тимошенко, автор несколько книг — сборников архивных материалов о пушкинских местах времен Великой Отечественной войны, посвященных неизвестным страницам освобождения Пушкинских Гор, истории Пушкинского заповедника «Михайловское» в период с 1934 по 1941 год, показанной через судьбы руководителей заповедника. Дарья предоставила в распоряжение съемочной группы большое количество ранее не публиковавшихся разнообразных документальных архивных материалов и фотографий, которые, в том числе, стали основой при написании сценария и проработке некоторых персонажей.