«Слишком поздно»: 87-летний Александр Ширвиндт сделал неожиданное признание

Александр Ширвиндт. Фото Сергея Шахиджаняна

В 2006-м Александр Ширвиндт издал первую автобиографию, где поделился увлекательнейшими историями о себе и коллегах - актерах и режиссерах. Далее его книги стали выходить с завидной периодичностью. Теперь увидела свет восьмая, которую он презентовал всей своей большой семье.

«Отрывки из обрывков» - так называется новая книга бывшего художественного руководителя московского Театра сатиры, где он служил с 1970 года. 87-летний Александр Ширвиндт пояснил, что название появилось не просто так. Новая книги составлена из его коротких заметок на стикерах, листочках, которые он делал на работе (в книге даже приводятся эти записки в виде иллюстраций).

- Получилась очень забавная ироничная книга, - сообщил Александр Анатольевич в импровизированном интервью невестке-журналистке Анастасии Пономаревой - молодой жене его сына Михаила.

Александр Анатольевич с невесткой Настей. Фото: instagram.com/nastya_shirvindt

Девушка поинтересовалась у мэтра:

- Что за механизм толкает из года в год садиться к письменному столу писать книги?

- Слишком поздно я обрел наконец желаемую, вожделенную профессию. Оказалось, что я - крупнейший русский писатель, а то что я средней популярности артист - это оказалось тьфу!

- То есть сейчас вы делаете каминг-аут! (от английского «coming out» - «раскрытие», «выход». - Ред.)

- Да. Любимая мной писательница и подруга Токарева, добравшись до моей четверной книги, пролистала ее и произнесла: «Ты просрал свою жизнь - этим нужно было заниматься!»

Книги у Ширвиндта действительно получаются легкими, захватывающими. В отличие от других своих коллег, берущихся за перо, Александр Анатольевич не уходит в пространные измышления: все четко, все по делу. Вот для примера цитата из его мемуаров «Склероз, рассеянный по жизни» (издательство «КоЛибри», 2014 г.):

«Чего я только не сыграл в Театре сатиры! Не сыграл Остапа Бендера, хотя все прогрессивное театральное человечество до сих пор считает, что сыграть его я должен был обязательно. Даже Леонид Гайдай, который перепробовал на роль Остапа Бендера половину мужского населения России, признавался мне, что жалеет о несостоявшемся нашем романе, а Марк Захаров снимал Андрея Миронова в роли Остапа с моей личной трубкой в зубах и с моим тусклым блеском в глазах, как говорил мне Андрей».

Или - из более свежего «Опережая некролог» (Азбука-Аттикус, «КоЛибри», 2020 г.):

«Когда мне стукнуло 85, я подумал, что это вполне серьезная цифра, чтобы себя сформулировать. Не получается. Мешают трусость и инфантильность. Трусость закрывает глаза на количество вин (не выпитых вин, что тоже можно инкриминировать, а совершенных за этот немалый срок проступков), а инфантильность бросает в слезливое оправдание моральных и физических преступлений, совершенных в борьбе с действительностью».