Почему сбежавшей Чулпан Хаматовой так тяжело в Латвии
Что утверждает Чулпан
Она по-прежнему храбрится. Публично сообщает, что в Латвию перебралась в знак протеста против событий на Украине и теперь чувствует себя как дома. Убеждает, что ощущает постоянную невероятную поддержку и отрицает малейшую русофобию.
«Московские друзья иногда спрашивают, не плюют ли мне в лицо, когда я иду по улице. Нет. Не то, что не плюют — предлагают помощь. Могу сказать, что я даже равнодушия не встречала, а не то, что агрессии», — уверяет Чулпан.
Она устроилась в Новый Рижский театр. Дебютировала в моноспектакле Post Scriptum. По словам худрука театра Алвиса Херманиса, сюжет постановки, после которой Хаматову упрекают в антироссийской пропаганде, посвящен «совести, сознанию и подсознанию России (и не только) в контексте последних событий».
А еще Чулпан не устает неодобрительно отзываться о России в СМИ. Очень метко высказалась по этому поводу Ксения Собчак: «Скоро они будут требовать, чтобы она извинялась каждый день, а потом проклинать за то, что делает это недостаточно искренне, слишком тускло блестят слезы, слишком тихо слышен плач».
Что говорят вокруг
Несмотря на все старания 46-летней актрисы держаться на плаву, ей, судя по всему, приходится идти на крайние меры. Не так давно Чулпан выставила на продажу недвижимость в Москве.
О причинах, по которым Хаматовой не удается быть такой же успешной в Латвии, как в России, высказался журналист Вадим Авва, проживший в прибалтийской стране много лет: «Страна невообразимо бедная. А заработать трудно. Особенно актрисе. Особенно русской актрисе. Жить дорого. Ежемесячная сумма коммунальных платежей за дом площадью в 250 кв. м обойдется от 450–550 евро в лучшем случае. Дороже московского раз в пять, семь».
Хаматова же пытается дать понять, что держит голову высоко, невзирая на все обстоятельства: «Конечно, это не то, к чему я привыкла, будучи известной актрисой в России, одной из самых высокооплачиваемых. Но ничего страшного! Начинается какой-то новый этап в жизни, это здорово!»
Говоря о моноспектакле Post Scriptum, Чулпан особо подчеркивает, что поставлен он, в том числе, по текстам журналиста Анны Политковской. В то же время своими воспоминаниями поделился бывший коллега Хаматовой Сергей Юшкевич:
«Скрытую перспективу» — спектакль про военных журналистов, который мы так взращивали и который сегодня все актуальнее, мы из-за Чулпан похоронили. Я помню, как эта история возникла благодаря Чулпан, как она говорила, что спектакль посвящается, в том числе, памяти Анны Политковской. Заявления были громкие, сердечные. Мы играли спектакль два с половиной года, а потом все «скисло», у Чулпан на него не было времени».
Шпильки от коллег
Самую мощную волну хейта Хаматова получила, когда уничижительно высказалась о звании народной артистки России, которое носила. Чулпан назвала его «бредятиной».
«Думаете, за ней Никита Михалков бегал, чтобы звание дать? Артист сам идет, обивает пороги или нанимает человека, договаривается с народными артистами, чтобы трое написали ходатайства. И только потом подаешь и ждешь», — поразилась заявлению Хаматовой известная радиоведущая и актриса Алла Довлатова.
Что же касается просто того факта, что Чулпан предпочла Латвию России, тут ее коллеги тоже не поскупились на колкие высказывания. Часто звучит мнение о том, что актрису насильно никто удерживать не собирался и назад не ждет.
«Ну, уехала и уехала, у нас каждый год выпускается много таких же Чулпан. Главное — нужно ценить свою родину, то место, где ты родился. Прощу ли я Чулпан — об этом сложно говорить, пусть ее простит родина», — заявил Марат Башаров.
«Это неприлично — покидать страну, когда стране тяжело, когда она, может быть, больше всего нуждается в тебе. Я никого не ругаю, и не буду ругать, вешать ярлыки, это личное дело Хаматовой. Но — неприлично», — был лаконичен председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин.