Страшная автокатастрофа, разочарование в работе и одинокая старость: печальный закат «Красного Диора» Вячеслава Зайцева
В преддверии юбилея кутюрье по Сети распространялась информация о том, что в одном из столичных ресторанов состоится званый ужин в честь дня рождения Зайцева, на котором будут присутствовать именитые друзья модельера. Однако наследник Вячеслава Михайловича Егор сообщил, что его 85-летие отпразднуют в Доме моды на проспекте Мира. Запланирован ретроспективный парад моделей Зайцева-старшего «Многоликая мода», который охватит период с 1988 по 2023 годы.
В свои лучшие годы Зайцев выпускал по две коллекции в год, в каждой из которых было по 90 позиций. Теперь, по словам Егора Вячеславовича, тяжелобольной маэстро создал новые модели из твида как интерпретацию современного делового костюма. Звучит многообещающе, однако поклонники ждут грядущего показа скорее с опасением, чем с восторгом.
Все последние мероприятия с участием кутюрье вызывали у публики лишь грусть и возмущение. Некие неизвестные личности возят Зайцева на инвалидной коляске по телестудиям, показам и ресторанам. Там тяжелобольной кутюрье, кажется, чувствует себя не слишком уютно - он только молчит и улыбается, не может передвигаться без посторонней помощи и выглядит абсолютно растерянно и отрешенно.
Эти «выходы в свет» в компании странных людей вызывают у публики определенные подозрения. Многие убеждены, что в дом Зайцева под благовидным предлогом проникли мошенники. По некоторым данным, к ситуации даже подключалась прокуратура. Тем временем у Дома Моды образовались многомиллионные долги, ходят слухи, что часть здания продана или сдана в аренду...
В молодости Вячеславу Михайловичу также пришлось немало пережить. Слава пришла к нему в 25 лет: первая же его коллекция попала в «Пари матч». Под статью о молодом советском дизайнере «Он диктует моду Москве» отдали шесть полос. Карьера шла только в гору - о талантливом советском кутюрье услышал весь мир, его даром восторгались эксперты моды.
В 1971 году карьера и сама жизнь 33-летнего на тот момент Зайцева едва не оборвалась. Художник попал в страшную автоаварию, из покореженной машины его буквально «вырезали» при помощи автогена. Сильнее всего пострадала нога. Врачи не давали никаких гарантий, шла речь о возможной ампутации. Однако Вячеслав Михайлович не падал духом, во время лечения представляя свой новый образ: белая рубашка, трость, черные очки и шляпа.
К счастью, обошлось без ампутации. Реабилитация заняла полгода, Зайцев научился ходить сначала на костылях, а потом и самостоятельно, и вернулся в мир моды. Его беспокоило только одно - невостребованность его моделей в реальной жизни.
"За 16 лет работы в легкой промышленности я ни разу не видел, чтобы разработанные мною модели кто-то носил. Все они, поступив в производство, кастрировались под стандарт: "Три дырки — два шва", - сетовал кутюрье.
Но ценители нашлись, и немало. В свое время Зайцев одевал всех отечественных звезд. Носить его платья и костюмы считалось престижным и почетным. Летящие концертные платья с неизменной брошью-цветком для Эдиты Пьехи, легендарный балахон Пугачевой, сюртук для Дмитрия Хворостовского и даже маленькое черное платье для министра культуры Фурцевой - он создал тысячи роскошных образов.
"Я счастливейший человек — мне довелось общаться с потрясающими людьми", — признавался художник.
В последние годы единственное, чего остается пожелать Зайцеву, - здоровье. Мэтр пережил два инсульта, он страдает болезнью Паркинсона, едва говорит и не покидает трехэтажный особняк в Каблуково, который сам и создал.
Единственный наследник, Егор, вниманием знаменитого отца не балует. Сына Вячеслава Михайловича воспитывала бабушка, пока он и жена занимались карьерой, так что душевной близости не случилось. Любимая внучка Маруся, на которую кутюрье возлагал столько надежд, тоже держится в стороне от звездного дедушки.
*Организация запрещена на территории РФ