Звезда «Торпедоносцев» как родного вырастила мужа для Яны Чуриковой

Надежда Лукашевич
Надежда Лукашевич (на переднем плане, в очках) с мужем Яном (справа), сыном, невесткой и внуками
Солистка трио «Меридиан» Надежда Лукашевич в Советском Союзе была известна и как актриса. В фильме о летчиках Великой Отечественной «Торпедоносцы» певица сыграла невесту героя Родиона Нахапетова, которая его не дождалась и вышла замуж за его друга - героя Александра Сирина. В честь грядущего летом 75-летия Надежда Павловна согласилась рассказать о своей интересной судьбе.

- Свой предстоящий юбилей я недавно отрепетировала, - призналась Надежда Павловна. - 4 апреля у меня с мужем - поэтом и писателем Яном Бруштейном - была изумрудная свадьба, 55 лет брака. Вот и решили сразу отпраздновать обе даты. Просто летом, когда наступит мой день рождения, обычно все на отдыхе и собрать близких трудно. А осенью, может быть, еще одно торжество устроим.

- В чем секрет вашего семейного долголетия? Согласитесь, такое среди творческих людей редкость.

- Мы с Яном с юности вместе, в одной школе в Пятигорске учились и там 61 год назад и познакомились. Мне было 14, а ему - 16 лет. Потом Ян уехал в Москву, поступать в университет. А после того как отслужил в армии, мы сразу поженились и переехали в Иваново, где до сих пор и живем. А в чем наш секрет?.. Нужно дружить с головой. Понятно, соблазнов много. Сколько историй известных пожилых мужчин и юных барышень. Любовь - такая штука, которая развивается волнами. Сначала пик, потом спад. Так что постоянно нужно искать что-то такое, способное опять поднять на волну. Мы никогда не думали и об отъезде из страны. Хотя я, например, может, и не против была бы. А вот муж категорически против.

- Сколько у вас детей?

 - Два сына. Максим, ему 53 года, окончил Гнесинское училище, стал шикарным звукорежиссером и уже 20 лет работает саундпродюсером «Хора Турецкого». А второй сын - названный. Режиссер и телепродюсер Иван Цыбин. Я его с малых лет знаю. Мамочка Вани совсем рано из жизни ушла, когда он крошкой был и остался с бабушкой и папой. И в результате мы с ним всю жизнь рядом. Иван снимает замечательные документальные и музыкальные фильмы для разных телеканалов. Музыку досконально знает. Я его поддержала после смерти мамы, а он трио «Меридиан» как режиссер потом стал поддерживать. Я его очень люблю и хочу, чтобы он был счастлив. Когда-то был женат на телеведущей Яне Чуриковой, но не вышло у них, бывает. Разбитую чашку первого брака не склеишь. Мы и с Яной продолжаем общаться. Она - умная, образованная, веселая и харизматичная.

- Внуков у вас много?

- У Максима потрясающая супруга Наталья, музыкант, домбристка, лауреат конкурсов, пела в трио «Сеньорита». С нашим сыном почти 30 лет вместе. У них двое взрослых детей. Анюта, ей 27 лет, выпускница Плехановки, финансовый аналитик в «М.Видео» и пока не замужем. И 20-летний Максим-младший, студент финансового университета.

«Яна
С режиссером Иваном Цыбиным телеведущая Яна Чурикова прожила в браке четыре года

«Прекрасное далеко»

- Трио «Меридиан» еще существует?

- Уже четыре года как нет, из-за пандемии. Сейчас я солистка Ивановской филармонии. Почти полвека веду творческую жизнь, И при этом, по сути, не вхожу в эстрадную тусовку. В 80-е мы с ребятами из «Меридиана» случайно без связей и денег попали на телевидение. Тогда и начались наши золотые годы.

- И при этом вы все остались в Иванове, а не купили квартиры в центре Москвы или особняки на Рублевке…

- Отец моего супруга в свое время стал главным режиссером Ивановского театра музкомедии. И когда мы с Яном поженились, я к нему в этот город переехала, И вот уже 55 лет живу здесь с памятью, что всего достигла, оставаясь местной. Тут я, золотая школьная медалистка и выпускница музучилища, химико-технологический вуз окончила. А далее случился мой «Меридиан». Такая судьба.

Конечно, если бы сильно захотели, могли бы купить в Москве жилье. Но, как правило, снимали в гостинице «Россия» номер и могли жить там месяцами. Плюс мои партнеры по трио, с которыми я больше 45 лет проработала, тоже очень любили Иваново. А куда я без них?

- Так почему же все-таки распалось трио?

- Всему приходит конец. Не было ни сил, ни здоровья, ни желания продолжать работать вместе. Конечно, в 75 лет начинать сольную карьеру не просто, но я стараюсь. Хотя бы в память о блистательном композиторе Таривердиеве, который с нами много работал.

Трио «Меридиан»
Трио «Меридиан»: Надежда Лукашевич, Николай Сметанин и Владимир Ситанов 

- Но визитной карточкой «Меридиана» стала песня Евгения Крылатова «Прекрасное далеко», известная по детскому фильму «Гостья из будущего».

- Евгений Павлович предложил нам перепеть «Прекрасное далеко» в 1985 году уже после детского хора. Начинался слом эпох, и строчки, обращенные к будущему «не будь ко мне жестоко», выглядели очень символично. Об этом тогда думал каждый житель нашей большой страны. Не зря с этой композицией нас пригласили на «Песню года» плюс на протяжении нескольких лет мы исполнили шлягер перед телепоздравлением Михаила Горбачева с Новым годом.

А все произведения Таривердиева, что он нам доверил, сам Микаэл Леонович, специально для нас и писал. Еще дорогого стоит то, что «Романс морских офицеров» из «Юноны» и «Авось» нам отдал композитор Алексей Рыбников. Почти 45 лет на сцене «Ленкома» идет легендарный спектакль и до сих пор трогает сердца зрителей.

- С гастролями вы объехали весь мир. Какая поездка особенно дорога?

- На фестиваль Жака Бреля в Париж. Решили там спеть «Ты меня на рассвете разбудишь…» на французском. Но публика попросила: «Пожалуйста, по-русски». Тогда по всем замкам Луары нас провезли. Магазины меня особо не интересовали, так что в гостиничном номере супы не варила, на еде не экономила и питалась в кафе. И с упоением впитывала местный воздух. А еще удивлялась, насколько француженки малопривлекательны. Интересовалась у местных: «А где же ваши хваленые красавицы?!» На что получила ответ: «Они не ходят по улице, потому что слишком дорого стоят».

Я и сейчас обожаю путешествовать. На 75-летие мужа в 2022-м сын подарил нам поездку в Рим. Эти 10 дней провели там с восторгом. В юности с Яном летали в Венгрию, на Балатон. Мой муж искусствовед, поэтому нам гид нигде не нужен.

«Торпедоносцы»
«Торпедоносцы» 

Уйти или остаться?

- Как, не будучи профессиональной актрисой, в 1983 году вы попали в фильм «Торпедоносцы»?

- Случайно. У меня там очень интересная роль - этакой аристократки духа. С супругами Родионом Нахапетовым и Верой Глаголевой познакомилась. Верочка чудная была, если потом ее где-то встречала, всегда счастливой себя чувствовала.

- С кем еще из выдающихся современников судьба сводила?

- С великим диктором Юрием Левитаном у меня были нежные отношения. С режиссером фильма «Комиссар» Александром Аскольдовым тоже близко общались. Он делал потрясающие музыкальные спектакли, посвященные Победе под Москвой. С Аркадием Райкиным, Леонидом Утесовым и Клавдией Шульженко, конечно, не были друзьями, но рада, что застала хотя бы в конце их жизни. И это, кстати, заставило задуматься: нужно ли сцены во время уходить. Шульженко в 50-е и 60-е годы - это одно, а в 70-е и 80-е - совсем другое. За кулисами она казалась потерянной и одинокой. С другой стороны, сам человек не в состоянии понять, что пора бы на покой. Ведь сцена - это их жизнь. Мне Саша Абдулов рассказывал о последних спектаклях Татьяны Пельтцер, когда она уже все забывала. Но ничего страшного, он ей все подсказывал в «Поминальной молитве», держал за руку. А как только она ушла со сцены, ушла и из жизни.

- А Пугачева и Киркоров вам как?

- Пугачева - грандиозная певица, этого у нее не отнять. И прекрасный организатор своей жизни. Публика о ней не забывала, даже если она годами не пела нового и не выступала. А Киркоров писал учебную работу на тему трио «Меридиан», поэтому сам вышел на связь. Таким откровенным и простодушным мне показался. Твердил: «У меня все получится, я уверен!» Я приходила к нему на концерты и понимала, что Филипп очень вовлечен в то, что на сцене происходит. Любит зрителей, и это очень чувствуется. Плюс у него отличный репертуар. Конечно, в его возрасте и статусе, такого просчета, как «голая вечеринка», быть не должно. Такая вседозволенность - что хочу, то и делаю - теперь не в чести.