Как гайдаевский Остап Бендер на самом деле стал миллионером

Арчил Гомиашвили идеально соответствовал своей самой знаменитой роли, не только внешне, но и всей биографией
Кадр из фильма «12 стульев»
Кадр из фильма «12 стульев»
Кадр из фильма «12 стульев» Кадр из фильма «12 стульев»

Тринадцать лет назад, 31 мая, не стало человека, который был не только экранным, но и вполне реальным воплощением всеми любимого героя Ильфа и Петрова Остапа Бендера. Арчил Гомиашвили не раз признавался, что роль великого комбинатора стала для него самой большой удачей и проклятьем в жизни. Мечта его экранного героя разбогатеть воплотилась для самого актера – но вот принесло ли это ему счастье?

Счастливый случай

Арчил Гомиашвили верил в судьбу. Существует полулегендарное воспоминание самого актера: в 16 лет ему приснился сон, в котором он увидел всю свою дальнейшую жизнь в мельчайших подробностях. Он помнил этот сон и использовал его как инструкцию.

В начале 40-х Арчил учился в Тбилисском художественном училище. У 16-летнего парня был талант к живописи, Георгий Товстоногов пригласил оформить его спектакль в Тбилисском театре имени Грибоедова. С этого момента жизнь Гомиашвили круто изменилась: будущий легендарный режиссер увидел в молодом человеке интересного актера и дал ему небольшую роль.

После войны Арчил отправился за Товстоноговым в Москву, но вскоре был вынужден сбежать назад в Тбилиси, потом – в Поти. Дело в том, что молодой артист участвовал в драке, из-за которой мог попасть в тюрьму. А поскольку парень еще в Тбилиси неоднократно попадал в милицию за драки, то на этот раз ему грозил реальный срок.

В Поти, стоящем на берегу Черного моря, Гомиашвили приехал в 1958 году. Именно там он поставил спектакль «Похождение Остапа Бендера», в котором исполнял все роли сразу. С ним он колесил по Грузии, а потом и по всему Советскому Союзу в течение 13 лет.

Кадр из фильма «12 стульев», 1971 год
Кадр из фильма «12 стульев», 1971 год

Неожиданное происхождение

Любимой книгой Леонида Гайдая были «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Говорят, Леонид Иович ее постоянно перечитывал, возвращался к любимым моментам, искренне смеялся над отдельными эпизодами. Мечтой режиссера была экранизация любимого романа. Но киношное начальство в 60-е годы не было в восторге от того, что главный герой картины – авантюрист.

Мечту Гайдая исполнил Георгий Данелия. Он сумел добиться разрешения на съемки «12 стульев». Георгий Николаевич передал свои права на экранизацию Леониду Иовичу со словами, что сам перегорел, а такие картины нужно снимать с искоркой в глазах. И Гайдай взялся за дело. Оказалось, что найти Бендера в Москве очень сложно. На эту роль претендовали более 100 артистов. Больше всего режиссеру приглянулись двадцать, среди которых были такие громкие фамилии, как Басов, Баталов, Гафт, Мишулин, Борисов, Каневский, Лазарев, Губенко, Евстигнеев, Ширвиндт, Козаков. Гайдай утвердил Владимира Высоцкого. И уже хотел приступить к съемкам, как главный герой ушел в запой.

Пришлось вновь искать главного исполнителя. На этот раз Леонид Иович пригласил Александра Белявского (знаменитого в будущем Фокса). Но Белявский плохо смотрелся в кадре с Сергеем Филипповым (Кисой Воробьяниновым).

Для Гайдая задержки в работе были очень болезненны. Он планировал начать съемки еще в марте, но уже шла середина апреля, а главного героя все не было. К счастью, кто-то из окружения режиссера додумался рассказать о грузинском актере Арчиле Гомиашвили, который уже много лет играет спектакль «Похождения Остапа Бендера».

Гомиашвили разыскали, пригласили на пробы, которые он блестяще прошел. Правда, Гайдаю пришлось убеждать худсовет в том, что Бендер мог быть грузином, так как в книге указано только про отца - турецкоподданного. Значит, мать могла быть кем угодно по национальности. На том и порешили.

Арчила Гомиашвили в фильме озвучивал Юрий Саранцев. Кадр из фильма «12 стульев»
Арчила Гомиашвили в фильме озвучивал Юрий Саранцев. Кадр из фильма «12 стульев»

Шестилетнее молчание

После выхода на экраны «12 стульев» Гомиашвили стал всесоюзной знаменитостью. Он переехал в Москву, получил квартиру в знаменитом Доме на набережной. Говорят, артисту досталось жилье дочери Сталина Светланы Аллилуевой.

Гомиашвили ездил по всему Союзу с творческими вечерами, мог решить любой вопрос, так как двери высокого начальства открывались перед ним с легкостью. А вот с тем, кто сделал его звездой, Арчил Михайлович не разговаривал шесть лет.

Существуют несколько версий почему актер и режиссер поссорились. Ходят слухи, что Гайдай обиделся на Гомиашвили: якобы тот скрыл свой истинный возраст, скостив его лет на 10 (на момент съемок актеру было 44). Гомиашвили обиделся на Гайдая, что тот дал озвучивать его роль другому актеру (Бендер говорит голосом Юрия Саранцева). Леонид Иович объяснял свое решение тем, что у Арчила был грузинский акцент, что никак не вязалось с ролью. Но артист посчитал это предательством и обиделся.

Как-то Гомиашвили рассказывал в интервью, что они с Гайдаем видели Бендера по-разному, из-за чего постоянно спорили и ругались на площадке. А когда фильм вышел на экраны, то Арчил Михайлович был шокирован увиденным. В сердцах он назвал Гайдая плохим режиссером, а тот в ответ назвал его отвратительным артистом. Шесть лет они даже не здоровались друг с другом при встрече.

Режиссер и актер помирились только после выхода фильма «12 стульев» Марка Захарова. Гайдай первым позвонил Гомиашвили и попросил включить телевизор, чтобы наблюдать «уголовное преступление».

Памятник Бендеру и Кисе Воробьянинову в Чебоксарах. Источник: wikipedia.org
Памятник Бендеру и Кисе Воробьянинову в Чебоксарах. Источник: wikipedia.org

Миллионер поневоле

К сожалению, роль Бендера не только принесла актеру огромную популярность, но и негативно повлияла на его дальнейшую актерскую судьбу: Гомиашвили не хотели приглашать на серьезные драматические роли, так как боялись, что зритель будет воспринимать его только как великого комбинатора.

Актер не отчаивался: играл в театре, снимался в кино. В конце 80-х актер познакомился с немецким миллионером Майклом Филдом, который подарил ему свою книгу «Америка глазами таксиста». Арчил Михайлович был впечатлен судьбой человека, собирающего еду на помойках в самом начале своего пути и ставшего одним из ключевых фигур в игорном бизнесе Германии и всей Европы.

Гомиашвили решил снимать о нем фильм. Миллионер был не против, более того – обещал помочь деньгами. Но после года подготовки к съемкам - передумал. В качестве извинений Филд подарил артисту 10 игровых залов в Германии. Гомиашвили окунулся с головой в бизнес. И вполне успешно. Через несколько месяцев актер взял полмиллиона марок (в 1990 году курс был 1 марка – 0,62 доллара) и отправился к своему другу-миллионеру, чтобы отблагодарить его за щедрость. Майкл Филд был тронут поступком артиста, но денег не взял, сказав, что важнее его внимание и благодарность.

Арчил Гомиашвили, 2000 год. Фото Сергея Смольского (ИТАР-ТАСС)
Арчил Гомиашвили, 2000 год. Фото Сергея Смольского (ИТАР-ТАСС)

Актера называли  первым советским миллионером. Сам он относился к деньгам достаточно спокойно. Говорил в интервью, что у него нет тяги к обогащению. Однажды Гомиашвили дал четкое определение такому понятию, как жадность: это когда у тебя есть миллион, а тебе хочется еще и еще.  В отличие от своего знаменитого экранного героя, Арчил Михайлович не был одержим жаждой денег.

Заработав в Германии приличную сумму, Гомиашвили вернулся в Москву, открыл ресторан «Золотой Остап», в котором собирались артисты, спортсмены, политики. Он настолько был увлечен своим детищем, что отказывался от съемок. Но не забывал помогать тем, кто в этом нуждался. Например, выплачивал стипендию вгиковцам.

В 2004 году врачи нашли у Арчила Михайловича опухоль в легких. Она оказалась злокачественной. Говорят, что после услышанного диагноза актер молчал целый месяц. Он летал в Америку на операцию, но она не помогла. Любимый миллионами артист скончался 31 мая 2005 года в возрасте 79 лет.

Могила Арчила Гомиашвили на Троекуровском кладбище. Источник: wikipedia.org
Могила Арчила Гомиашвили на Троекуровском кладбище. Источник: wikipedia.org

Вам может быть интересно: