Дворяне, эсеры, врачи: из какой семьи происходит актер Алексей Баталов

Любимый многими артист Алексей Баталов родился и рос в семье, где дорожили памятью предков и хорошо знали свою историю
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1980 г.
(Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1980 г.)
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1980 г. Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1980 г.

Именно в семье Баталову привили это уважение к памяти, к своему роду. А еще — глубокую веру в Бога, хотя сам артист не сразу это осознал.

Слесарь Гоша — из дворянской семьи

Кадр из фильма «Дело Румянцева», 1956 г.
(Кадр из фильма «Дело Румянцева», 1956 г.)

Далеко не все знают о том, что у Алексея Баталова, часто игравшего слесарей, шоферов и других работяг, дворянские корни. Бабушка его матери была польской аристократкой, графиней Понятовской.

Прадед Баталова происходил из небогатой дворянской фамилии Ольшевских. Конечно, знатные родители польской «панночки» не хотели выдавать ее замуж за неизвестного обедневшего юношу, пусть даже и дворянского рода. И тогда молодые решили обойтись без родительского благословения. Они уехали из Польши в Россию, поселились во Владимире и там обвенчались. Алексей Баталов вспоминал мамины рассказы о том, как ее в детстве водили поздравлять бабушку и дедушку с католическим Рождеством.

У этой мятежной пары родился сын — Антон Александрович (дед Баталова). Он хотел стать врачом, учился на медицинском факультете, но однажды позволил себе скандальную выходку — не встал вместе с другими студентами, когда те исполняли «Боже, царя храни». Этого оказалось достаточно для того, чтобы студента-вольнодумца исключили с факультета. Ему пришлось приобрести профессию ветеринара, так как лечить людей ему было запрещено.

Бабушка Баталова по материнской линии, Нина Васильевна, работала во Владимире зубным врачом. Она тоже происходила из дворянской семьи: девичья фамилия бабушки — Нарбекова. Нина выросла в интеллигентной семье, владевшей собственным домом с большим садом.

Как и многие интеллигенты того времени, да еще с дворянскими корнями, дед и бабушка Баталова негативно относились к советской власти. Нина Васильевна состояла в оппозиции, возглавляя местную ячейку эсеров. Это им потом припомнили...

Поженившись и начав жить вместе, дед и бабушка Баталова взяли за правило никогда не закрывать дверей своего дома, стоявшего в центре Владимира. Несмотря на диплом ветеринара, Антон Александрович прекрасно справлялся и с врачеванием людей, часто приходивших к ним домой со своими болячками. Когда однажды дворник решил закрыть ворота во двор, Антон Александрович возмутился: а если придет больной человек и не сможет попасть к врачу, он что, должен умирать под воротами?

В 1938 году, когда будущему артисту Алексею Баталову было 10 лет, Нину Васильевну и Антона Александровича арестовали. Алеша часто проводил у деда и бабушки летние каникулы, и вдруг эти привычные поездки прекратились. Тогда ему ничего не объяснили — он узнал трагическую историю позднее. Дед его умер почти сразу, в тюремном госпитале. Бабушка 10 лет провела в сталинских лагерях.

Алексей Баталов в фильме «Чисто английское убийство», 1974 г.
(Алексей Баталов в фильме «Чисто английское убийство», 1974 г.)

Вся жизнь — театр

В роли гимнаста Тибула в фильме «Три толстяка», 1966 г.
(В роли гимнаста Тибула в фильме «Три толстяка», 1966 г.)

Что касается отца, Владимира Баталова, то его предки имели крестьянское происхождение, но, тем не менее, были весьма интеллигентными людьми. Владимир Баталов с молодости служил в Московском Художественном театре, был помощником Станиславского. Там он и познакомился с матерью Алексея Баталова - Ниной Антоновной Ольшевской, она тоже была актрисой.

Вот так и получилось, что чуть ли не с самого рождения Алексей проводил все свои дни в театре. С утра до вечера он видел перед собой меняющиеся декорации и загримированные лица актеров и ему казалось, что все на свете взрослые работают в этом театре.

Читайте также: Расстрел Николая II стал основой нового эпизода «А­ме­ри­кан­ской истории ужасов» 

Жизнь в семье отчима

Когда Алексею было 5 лет, родители разошлись, и он остался с мамой. Через некоторое время у него появился отчим — писатель Виктор Ардов. Алексей с мамой переехали к нему в дом, который москвичи называли «писательским».

Алексей Владимирович признавался потом, что в свои 5 лет он не особенно даже понял, что изменилось в жизни. Отчима он называл «папа Витя», искренне относясь к нему как к родному отцу — и в детстве, и потом.

Соседями и частыми гостями в «писательском доме» были удивительные люди — Осип Мандельштам, Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Фаина Раневская...

Интересно, что с Ахматовой у Баталова связано одно очень трогательное воспоминание. Когда юный Алеша вернулся из армии, Анна Андреевна, сама в то время остро нуждавшаяся в деньгах, все-таки отдала парню весь свой гонорар — чтобы тот мог купить себе одежду, потому что из старой давно вырос. Алексей же вместо этого приобрел подержанный «Москвич», и радости его не было предела. В честь Ахматовой он назвал машину «Аннушкой».

Разумеется, вращаясь с детства в такой среде, Баталов просто не мог стать никем иным — только артистом.

Театр в эвакуации

Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 г.
(Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 г.)

А еще он в подростковом возрасте писал стихи, которые потом одобрила сама Ахматова. Первые строчки стали складываться в поезде, который уносил их с мамой и двумя братьями прочь из Москвы — в эвакуацию. Остановился поезд в татарском городке Бугульма, и прожили они там несколько лет.

Неугомонная Нина Антоновна Ольшевская умудрилась создать в Бугульме театр, и скоро старый провинциальный клуб стал любимым местом отдыха для горожан.

Постепенно набралась настоящая труппа — из эвакуированных артистов. Алексей Баталов, разумеется, тоже участвовал в представлениях: работал помощником рабочего сцены, открывал и закрывал занавес, подавал реквизит. В те голодные годы никто не удивлялся, если актер прямо во время спектакля падал на сцене в обморок. Однажды такое случилось и с его мамой. Алеша очень испугался, а артисты, бросившиеся к упавшей Нине, шептали ему: «Закрывай занавес, скорее!»

Театр в Бугульме существует и сегодня. Горожане присвоили ему имя Алексея Баталова. А в Москву Алексей с матерью вернулись уже после окончания войны.

Читайте также: Наследники: кто пользуется авторскими отчислениями от великих произведений

Вера в годы безверия

Алексей Баталов был глубоко верующим человеком, он вспоминал, что вера в их семье была чем-то естественным, само собой разумеющимся. Его детство пришлось на 30-е годы, когда повсюду в стране закрывались церкви и царил воинствующий атеизм. Запретили праздновать Рождество, а Новый год в то время тоже не отмечали — он получил распространение позднее.

Зато в семье Баталовых всегда праздновали Пасху. Пусть не афишируя эту традицию, но все равно — мама накрывала праздничный стол с куличами, и в церковь обязательно ходили, несмотря на вполне реальную опасность наказания.

Потом, уже став взрослым, сложившимся человеком, успешным артистом, Баталов не раз убеждался: только вера много раз спасала ему жизнь, ведь рискованных ситуаций выпало на его долю множество.

Вам может быть интересно: