Конец «летающей сигары»: 85 лет назад совершил первый полет самый большой дирижабль в истории

Летательный аппарат LZ-129 «Гинденбург»
Летательный аппарат LZ-129 «Гинденбург». Фото: Globallookpress.com/© Scherl
Современные дирижабли нацелились на полеты в космос
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

4 марта 1936 года совершил первый полет самый большой дирижабль в истории. Это был собранный в Германии летательный аппарат LZ-129 «Гинденбург». Всего через год, в мае 1937-го, он сгорит при посадке в 136 км от Нью-Йорка. Эксперты назовут чудом, что из 97 пассажиров 61 остался жив.

Фердинанд фон Цеппелин (1838 - 1917)

Родился в немецком городе Констанц, граф. В 1894 году разработал проект «воздушного поезда» из соединенных между собой аэростатов. 2 июля 1900 года над Боденским озером прошло испытание первого управляемого летательного аппарата - LZ-1. С 1910 года «цеппелины» начали перевозить пассажиров.

«Фердинанд
Фердинанд фон Цеппелин. Фото: Getty Images

В 1970 году разгорелся скандал вокруг названия рок-группы Led Zeppelin - внучка ученого Ева фон Цеппелин пригрозила судебным иском за незаконное использование фамилии. Музыканты пошли на хитрость - выступали в Дании, где проживала Ева, под названием The Knobs - «шишки», что на одном из лондонских жаргонов означает «член».

Led Zeppelin - лучшая группа 1970-х (версия журнала Rolling Stone)
Led Zeppelin - лучшая группа 1970-х (версия журнала Rolling Stone). Фото: Legion-media.ru

Пауль фон Гинденбург (1847 - 1934)

Президент Веймарской республики, в 1933 году назначивший рейхсканцлером Гитлера. Словно в назидание за этот акт именно дирижабль, названный именем Гинденбурга, самый большой в истории, вспыхнул при посадке в Нью-Йорке. С тех пор ни один другой подобный аппарат не использовался для коммерческих рейсов. Конец эры пассажирских перевозок.

«Пауль
Пауль фон Гинденбург. Фото: Globallookpress.com

«Гинденбург» - «Титаник» неба

  • Скорость - 140 км/ч.
  • Обслуживающий персонал - 15 человек.
  • Вместимость - 72 пассажира.
  • Длина - 246,7 м.
  • Диаметр - 41,2 м.


Сравнение размеров летательных аппаратов, высоты полета, год ввода в строй

Boeing 787 Dreamliner

  • Один из самых технологичных пассажирских самолетов.
  • 13 100 м.
  • 2020.
Boeing 787 Dreamliner
Boeing 787 Dreamliner

Airbus A380

  • Крупнейший современный авиалайнер в мире.
  • 12 100 м.
  • 2007.
Airbus A380
Airbus A380

Royal Aircraft Factory S.E.5

  • Одноместный биплан времен Первой мировой войны.
  • 5182 м.
  • 1914.
Royal Aircraft Factory S.E.5
Royal Aircraft Factory S.E.5

LZ-129 «Гинденбург»

На момент постройки самое большое воздушное судно в мире.

  • 1200 м.
  • 1936.
LZ-129 «Гинденбург»
LZ-129 «Гинденбург»

Воздушный шар Монгольфье

  • Пролетел 10 км за 28 минут, поставив мировой рекорд.
  • 1000 м.
  • 1783.
«Воздушный
Воздушный шар Монгольфье

Катастрофа

Немцы заложили «Гинденбург» как газовый дирижабль, наполненный гелием. Но США ввели эмбарго на экспорт гелия, и баллоны заполнили водородом.

Во избежание возгорания у всех пассажиров и команды изымались зажигалки, спички и другие источники огня, а курить можно было только в изолированном помещении.

«»

6 мая 1937 года

Совершая рейс из Германии в США, «Гинденбург» уже пришвартовался к причальной мачте на авиабазе в 136 км от Нью-Йорка, но тут раздался взрыв. «Летающая сигара», как называли дирижабль, загорелась и за минуты осела на землю. 36 человек погибли. Кого-то раздавила пылающая конструкция, кто-то погиб от ожогов или разбился, прыгнув на землю.

Аварию вызвала разгерметизация баллона с водородом, куда проскочила искра.

«Взрыв
Взрыв у причальной мачты. Фото: Legion-media.ru

Под облаками

В городе Фридрихсхафен на Боденском озере работает Музей Цеппелина, где представлена 33-метровая реконструкция секции «Гинденбурга». Сайт музея: zeppelin-museum.de.

«»


Мне бы в небо

  • 1852. Французский инженер Анри Жиффар первым построил дирижабль и совершил полет.
  • 1901. Воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон облетел Эйфелеву башню на аппарате «Сантос-Дюмон номер 6».
Полет над Парижем, 1901 год
Полет над Парижем, 1901 год
  • 1914. В Первую мировую войну воздушные гиганты использовали для разведки и точечных бомбовых ударов.
  • 1926 .Норвежский исследователь Руаль Амундсен совершил на дирижабле перелет в Арктику.

90 лет назад поднялся в небо дирижабль «СССР В-1»

  • Разработку гигантских тепловых дирижаблей в России начал Константин Циолковский в 1885 году. Он всю жизнь пропагандировал воздухоплавание. В предсмертной телеграмме в ЦК ВКП(б) писал: «Уверен, знаю - советские дирижабли будут лучшими в мире».
Циолковский с моделью собственной конструкции (Калуга, 1925 год)
Циолковский с моделью собственной конструкции (Калуга, 1925 год). Фото: Getty Images
  • 90 лет назад, 9 апреля 1931 года, в небо поднялся один из первых советских дирижаблей «СССР В-1».
  • В том же году создана организация «Дирижаблестрой» на территории Центральной воздухоплавательной базы в районе станции Долгопрудная. Сегодня здесь находится Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики (ДКБА), которое входит в холдинг «Росэлектроника».
Дирижабль СССР В-4 должен был лететь на помощь челюскинцам, но его опередил самолет (1930 год)
Дирижабль СССР В-4 должен был лететь на помощь челюскинцам, но его опередил самолет (1930 год). Фото из архива ДКБА
  • В годы Великой Отечественной войны четыре дирижабля - «СССР В-1», «СССР В-12», «Малыш» и «Победа» - стояли на службе Советской армии. Они перевозили водород для аэростатов и небольшие грузы. Использовались для парашютной подготовки бойцов ВДВ.
  • Современный дирижабль совмещает функции дирижабля, самолета, вертолета и корабля. В «Росэлектронике» разрабатывают дирижабль-контейнеровоз. Есть проекты аппаратов для воздушного туризма. Например, из Москвы во Владивосток перелет займет меньше трех суток.

«»

  • Во всем мире идут испытания прототипа космического дирижабля - летательного аппарата, который может стать одной из ступеней системы доставки грузов на орбиту.




На эту тему: