Дороги смерти: как обуздать кровожадного бога трассы

Россия вымирает в дорожно-транспортных происшествиях
Фото: Globallookpress.com/© Dmitry Golubovich
Россия вымирает в дорожно-транспортных происшествиях со скоростью один малый город в год. 17 тыс. человек погибли на наших дорогах в 2020 году. Это население Николаевска-на-Амуре, Галича или Покрова.
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

Пока я писал этот материал, в ДТП погибли несколько десятков человек. Например, под Екатеринбургом машина влетела под дальнобойщика. Десятиколесный Volvo смял легковушку, как банку из-под газировки. Все пять пассажиров не дожили до приезда медиков. Двух детей, не пристегнутых на заднем сиденье, выкинуло на лобовое стекло. Кажется, что смерти в ДТП - непреодолимое зло. Кровавая дань, что мы платим русской дороге, как алчному божеству за право комфортной езды. Должны ли мы с этим смириться? Мировой опыт показывает: нет. Нулевая терпимость к смертности на автодорогах не мечта, а конкретные меры. Некоторые уже реализуются, но недостаточно.

Ни одной дороги на «пятерку»

- Возьмем случайный участок - между городом Кириши и поселком Горчаково в Ленобласти: за пять лет здесь погибли 20 человек, - комментирует генеральный директор бюро транспортного планирования OTS Lab Тимофей Волоцкий. - Дорога выглядит обыденно: по полосе для каждого направления и обочина. Скорее всего, это дорога II категории, самой опасной по нашим нормативам. Расчетная скорость на ней - 120 км/ч. Это значит, что повороты такие же плавные, как на скоростных автомагистралях, ширина полос тоже максимальная. При этом требования к безопасности, к разделению потоков (здесь нет разделительной полосы) очень мягкие - все на усмотрение проектировщика. На таких дорогах подсознательно хочется погонять, превышая разрешенные 90 км/ч, отсюда повышенная аварийность. В странах с низкой смертностью на подобных дорогах делают физические барьеры и участки для обгона.

Тимофей Волоцкий, бюро транспортного планирования OTSLab
Тимофей Волоцкий, бюро транспортного планирования OTSLab

Слова Волоцкого подтверждает Алексей, пожелавший сохранить анонимность. Он больше десяти лет строит дороги по всей России и месяцами живет в вагончиках, корректируя чертежи и расчеты прямо на месте.

- Про федеральные трассы почти никогда нельзя сказать, что они «порнушно сделаны». По ним не только начальники ездят, но перевозятся грузы. Строить их плохо экономически невыгодно, - объясняет Алексей. - Главная беда с дорогами регионального и местного значения. Слышали шутку, что дорожники строят хуже, чтобы зарабатывать на ремонте? Это не шутка. В лучшем случае у нас строятся дороги на твердую четверку, пятерок я не встречал. Плохие материалы, приписки, неквалифицированные строители, простое воровство - все это есть. Я специально искал работу в крупных компаниях и на такой должности, чтобы не сталкиваться с откатами.

Гонки в городе

8 июня 2020 года актер Михаил Ефремов вылетел на встречку в центре Москвы. Накачанный алкоголем, он несся со скоростью 85 км/ч. Его внедорожник, как ядро, врезался в хлипенький фургон Lada. От удара машина взлетела в воздух, а переднюю часть размазало по асфальту. Водитель Сергей Захаров погиб.

За ужасными подробностями легко не заметить десятиполосное шоссе без разделительного препятствия. Только на этом месте в 2020 году пострадали семь человек, двое из них погибли. Эксперты уверены, что в центре современного города таких дорог быть не должно.

«Фургончик
Фургончик Сергея Захарова превратился в груду железа. Фото: © РИА «Новости»

Если открыть сайт «Карта ДТП», то, будто лентой из капель крови, отмечены Кутузовский проспект и Можайское шоссе - путь на знаменитую Рублевку. Москвичи прозвали ее «дорогой смерти». В 2019 году установить здесь отбойники предложила столичная Госавтоинспекция. Сооружения так и не появились. Наверное, это никак не связано с тем, что они помешают чиновникам с мигалкой гонять по выделенке из загородных резиденций в Думу.

- Более безопасные улицы и дороги проектировать реально! - уверен Волоцкий. - По нормативам у нас можно строить нерегулируемые пешеходные переходы через три и более полосы. Это аттракцион смертельной опасности. По стандартам можно строить без треугольников видимости: ни пешеход машины не замечает, ни водитель пешехода за припаркованными авто.

«В
В колонии Ефремов попробует себя в роли зэка. Фото: Kinopoisk.ru

Раньше было лучше?

- Нормативы проектирования устарели, - считает Волоцкий. - Например, у нас до сих пор строят магистральные городские улицы одинаковой ширины и полосности по всей длине. Вот трехполосная дорога уперлась в перекресток. По нормативам это допустимо. Но что говорит здравый смысл? Перекрестки - «узкое место». Оставлять на нем столько же полос неэффективно: образуется очередь. Повороты налево без светофора делают «на просачивание» - это одна из главных причин страшных лобовых столкновений. В немецких нормативах двухполосной дороге перед перекрестком добавят по полосе для поворотов. Так улица работает эффективно. Пропускная способность выше, чем у трехполосного Богатырского проспекта (Санкт-Петербург), за счет устранения «узкого места». С такими поворотными полосами можно канализировать потоки на светофоре, делать более эффективные фазы сигналов, избежать конфликтов со встречным трафиком при повороте налево.

Алексей готов с коллегой поспорить:

- То, что СНиПы устарели, верно процентов на десять. Это хорошо составленная «строительная Библия». Главное - делать, как прописано, и активно использовать временные нормы и правила, которые оптимизируются под конкретное проектирование.

- Наше бюро постоянно корректирует проекты, выполненные тупо по нормативам, - оппонирует Волоцкий. - Мы смотрим, чтобы была обеспечена видимость, предлагаем «успокаивать» движение. К сожалению, большинству проектировщиков тенденции строительства безопасных и приятных для горожан улиц неинтересны.

Алексей согласен, что проектировать дороги в городе можно гораздо эффективнее. На его объектах, федеральных трассах, проблема не всегда концептуальная - проектировщики боятся потерять деньги:

- При строительстве стараются экономить. Я считаю, что надо увеличивать коэффициенты запасов. Например, все слои дороги делать толще. Строить более крепкие сопутствующие сооружения, чтобы они служили десятилетиями. И задуматься о ландшафтном дизайне трасс. Когда ты мчишься несколько часов с одной скоростью, ощущения притупляются, а продуманный пейзаж вдоль дороги может взбодрить. Но сейчас не коммунистический социализм, как раньше. При таком расходе материалов все погорят.

Россия вымирает в дорожно-транспортных происшествиях
Фото Анатолия Жданова/«Комсомольская правда»

Все плохо?

- Из удачных решений последних лет надо отметить московский центр: обособленные парковочные карманы, частые переходы с хорошей видимостью, выделенные полосы для общественного транспорта, - успокаивает меня Волоцкий. - Пермь при нашем участии планирует благоустроить улицы по современным стандартам безопасности. Отличные результаты в Южно-Сахалинске, где администрация использует недорогие временные решения: островки безопасности, строят велоинфраструктуру, делают пешеходные участки. В Белгороде смело разместили выделенку для общественного транспорта по центру дороги. Теперь автобусам не надо объезжать припаркованные у обочины машины и снижать скорость всего потока. Увы, многие города продолжают совершать инженерные и градостроительные ошибки: расширять полосы и улицы в центре города за счет зеленых насаждений, пешеходного пространства и в ущерб безопасности, как, например, в Челябинске, Красноярске или Калининграде.

«Водила,
Водила, сбивший Ольгу Ларину на пешеходном переходе, отделался домашним арестом и компенсацией. Фото: Instagram.com/coma_blog

Молитва о дураках

Друг прислал мне скриншоты из домового чата. Соседи делятся советами о местных дорогах. Где-то камеры не работают. А где-то, наоборот, нужно притормозить. Один из участников с гордостью выкладывает фотографию, как он летит по ночному Красногорску. На спидометре - 120 км/ч. Гонщику невдомек, что это не он так мастерски водит. Ему пока просто не приходилось вжимать педаль тормоза в пол - до боли в колене, молясь всем богам. А я вспоминаю случай пенсионерки Ольги Лариной, которую год назад в Красногорске на пешеходном переходе сбил лихач на «Гелендвагене». Женщина выжила, но стала инвалидом. Врачи удалили ей часть мозга, сейчас она заново учится считать до десяти.

Эксперты уверены: проще спроектировать дорогу «для дурака», чем пытаться изменить привычку к неосторожной езде. В идеале оба процесса должны идти вместе. Так не любимые водителями камеры действительно сократили количество ДТП на 25 процентов, и, главное, снизили тяжесть аварий.


Не сбиться с пути

  • Vision Zero («видение ноль») - международная концепция дорожной безопасности. Она основана на двух принципах. Первый - безопасное проектирование. Это снижение разрешенной максимальной скорости. Разделение функций на дороге: быстрые шоссе должны иметь спокойные дублеры. Повсеместное введение барьеров - отбойников, наземных пешеходных переходов, приподнятых над дорожным полотном, бетонных островков, разделяющих полосы. Второй - не считать гибель на дорогах естественным злом. Концепция принята на государственном уровне в Швеции, Нидерландах, Великобритании, США и Канаде. В России ее уже несколько лет пытаются продвинуть общественники.



Читайте также: