Когда смекалка на войне оказывалась самым сильным оружием
Взяли на испуг
Летом 1941 года, во время наступления румынских войск на Одессу, силы, оборонявшие город, остро нуждались в оружии и бронетехнике. На заводе им. Январского восстания решено было сделать свои танки из гусеничных тракторов. Их обшили сталью, установили лёгкие орудия. Назвать машины решили «НИ-1», что расшифровывалось как «на испуг».
План одесситов сработал. Первые 20 танков были брошены в бой против румынских частей и произвели нужный эффект. Противники решили, что это новейшая модель бронетехники. В рядах румын началась паника, и они стали отступать. Всего при обороне Одессы героически сражались 69 единиц «НИ-1».
Привлекли на помощь пчёл
В 1941 году под Смоленском взвод Красной Армии занял позицию неподалёку от деревни, где располагалась большая пасека. Спустя пару часов в населённый пункт вошли немецкие войска. Из-за численного превосходства противника красноармейцам пришлось отступить за деревню, в лес. Они оказались оторванными от основных частей. Но одному из солдат пришла идея. Он стал переворачивать ульи и этим злить пчёл. Рой насекомых вылетел наружу и при приближении нацистов атаковал их. Пока немцы отбивались от жалящих насекомых, наши солдаты ушли в безопасное место.
Вернулись с трофеями
При отступлении в 1941 году один из тяжёлых танков «КВ-1» застрял в мягком грунте и заглох. Экипаж не покинул машину и затаился. Подразделение средних немецких танков подошло совсем близко, но пробить броню советского гиганта не смогло. Расстреляв боекомплекты, гитлеровцы решили отбуксировать «КВ-1» в свою часть. Тросы прикрепили к двум немецким танкам и с трудом сдвинули «Клима Ворошилова» с места.
В это время двигатель танка завёлся, и вся сцепка поехала в обратную сторону, к позициям Красной Армии. Испуганные нацисты бросили свои машины, которые оказались трофеем советских войск.
Гнули деревья
Под Старой Руссой в 1941 году немцы построили свою оборону так, что её первую линию закрывал плотный кустарник. Попытка наших разведчиков организовать наблюдение с деревьев провалилась. Нацисты видели, что деревья шевелятся, и открывали по ним пулемётный огонь.
Ночью командир взвода поручил солдатам привязать верёвки к верхушкам нескольких деревьев, а концы протянуть в свои окопы. С рассветом красноармейцы начали качать деревья. Немцы подумали, что это наблюдатели пытаются забраться наверх, и начали стрелять по верхушкам. К полудню немцам то ли надоело, то ли они поняли, в чём дело и прекратили стрельбу, таким образом дав возможность нашим наблюдателям спокойно следить за врагом.
Тряхнули «стариной»
Во время битвы за Москву, в конце 1941 года, все силы Красной Армии были брошены на защиту столицы. Резервов почти не было. А они были необходимы, в частности, 16-й армии в районе Солнечногорска. Руководил ей тогда Константин Рокоссовский. Он чувствовал, что для удержания обороны Солнечногорска ему необходим ещё десяток орудий.
С просьбой помочь артиллерией Рокоссовский обратился к Георгию Жукову, но получил отрицательный ответ. Тогда генерал-лейтенант написал самому Верховному главнокомандующему. Сталин также ответил, что резерва нет, но в Военной артиллерийской академии, в качестве экспонатов, хранятся несколько десятков пушек, участвовавших в Русско-турецкой войне. Через несколько дней нашёлся работник академии, который указал место консервации орудий, и старинные пушки отправили защищать столицу.
Ввели врага в заблуждение
Осень 1943 года в Крыму выдалась тяжёлой для фашистов. В тот период на немецкие транспорты в Чёрном море активно охотились советские подлодки. Вечером 23 ноября лодка М-117 капитана Астана Кесаева всплыла у мыса Тарханкут, рядом с немецким конвоем. Он включал сторожевой катер, две десантные баржи и крупное грузовое судно. Капитан рассчитывал, что плохая видимость из-за дождя и волн не даст противнику сразу обнаружить лодку. Но субмарина была замечена врагом. Уходить под воду было поздно, да и корабли охранения забросали бы её глубинными бомбами.
Кесаев отдал приказ подавать фонарём несуществующие сигналы. Нацисты подумали, что судно, которое не боится обнаружения, – своё. Тем временем лодка взяла на прицел немецкий транспорт и торпедировала его. Фашисты начали обстрел, но подлодка успешно погрузилась.
После войны в архивах нашлись документы, в которых гитлеровцы докладывали своему командованию о якобы уничтожении советской лодки, атаковавшей конвой у Тарханкута. Поэтому после обстрела, они не стали расходовать много глубинных бомб, ограничившись лишь парой. Капитан Кесаев удостоился звания Героя Советского Союза.