Кто на самом деле победил в Бородинской битве и почему об этом не рассказывали в школе

ho512wo7
Картина Л.-Ф. Лежена «Бородинское сражение»
Каждый из великих полководцев – и Кутузов, и Наполеон – считал, что победа осталась за ним

Почти 210 лет назад, 7 сентября (26 августа по ст. стилю) 1812 года, состоялось сражение, о котором помнят все, в том числе благодаря знаменитому произведению Лермонтова про «день Бородина». Главные действующие лица этой битвы – главнокомандующий русской армией Кутузов и французский император, он же полководец, Наполеон – записали себе в итог победу. Причем Наполеон объективно отметил: «Французы в нем (сражении – ред.) показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Однако два века идут споры, кто же в нем все-таки одержал победу.

А. Шепелюк «Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения»
А. Шепелюк «Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения»
В. Стржельчик в роли Наполеона в советском фильме «Война и мир»
В. Стржельчик в роли Наполеона в советском фильме «Война и мир»

С чего все началось

24 июня (12-го по ст. стилю) 1812 года Наполеон напал на Россию, имея в распоряжении 450 тысяч солдат. Триста тысяч человек, которые входили на тот момент в действующие вооруженные силы России, были рассредоточены по трем армиям. Первой (самой большой) командовал Михаил Богданович Барклай де Толли (он же был и военным министром), во главе второй стоял Петр Иванович Багратион, 3-ей управлял Александр Петрович Тормасов. Первые две прикрывали Петербург и Москву, а третья – направление на Киев.

Картина Д. Доу «Михаил Барклай де Толли»
Картина Д. Доу «Михаил Барклай де Толли»

Наполеон прекрасно знал ситуацию и решил быстро разбить поодиночке основные силы русских и добиться скорой победы.

Чтобы не оказаться в положении мышек, которых поочередно поймает опытный хищник, русские военачальники решили немедленно идти на соединение. Барклай де Толли и Багратион сделали почти невозможное: пройдя с арьергардными боями 600 километров, они сумели увернуться от неприятеля и соединились под Смоленском.

Смоленск: проба сил

Главное, что составляло военное искусство Наполеона, – его умение обнаружить вражескую армию и наголову ее разгромить. Без армии любое государство готово капитулировать. Поэтому для Бонапарта в самой войне узловым моментом было генеральное сражение. Он двинул свои основные силы не на столичный Санкт-Петербург, чего безумно опасался русский императорский двор, а вслед за русскими армиями – на Смоленск.

Однако его первоначальный план «молниеносного похода» не сработал. Французские войска увязали на бескрайних просторах, теряли людей и технику в бесконечных стычках с отступающими русскими.

До Смоленска добрались лишь 180 тысяч. Здесь сражение и состоялось. Оно шло более двух дней – 16-18 августа, и унесло 20 тысяч жизней французов и 10 тысяч – русских, но это не было тем генеральным сражением, о котором грезил Наполеон.

Памятник защитникам Смоленска (авт. Фото Ал. Шипилин)
Памятник защитникам Смоленска (авт. Фото Ал. Шипилин)

Древний Смоленск горел как факел, оставшиеся в живых жители покинули город, а основные силы русской армии опять ускользнули от Наполеона. Под влиянием некоторых своих маршалов Наполеон предложил Александру I заключить мир: ему нужна была капитуляция. Но ответа на письмо он не получил и решил преследовать русские войска и разгромить их на подступах к Москве.

Шевардинский редут

Н. Самокиш «Атака Шевардинского редута»
Н. Самокиш «Атака Шевардинского редута»

Почти сразу после битвы в Смоленске произошло важное событие: 20 августа вместо выходца из старинного шотландского рода, осторожного и осмотрительного Барклая де Толли, который использовал тактику отступления, главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Народ требовал «полководца русского», и царь, как выразился он сам, уступил «единодушному желанию».

Хитрый Кутузов рассчитывал надежно прикрыть дорогу на Москву и потому тщательно выбрал позицию для генерального сражения. В центре ее было село Бородино, расположенное в 124 километрах от Москвы.

По фронту Бородинская позиция занимала 8 километров. Перед ней соорудили Шевардинский редут, целью которого было задержать противника, чтобы выиграть время для лучшей расстановки войск.

5 сентября к Бородину подошли французские колонны. Их осталась всего треть от той силы, которая переправилась в Россию всего два месяца назад – 135 тысяч солдат и 587 орудий. У русских было 120 тысяч солдат и 649 орудий. Наполеон приказал в этот же день ликвидировать преграду перед главной позицией – Шевардинский редут. 35 тысяч французов обрушились на двенадцатитысячный отряд генерал-лейтенанта А. И. Горчакова. Редут несколько раз переходил из рук в руки. Наши войска, выполнив свою задачу задержать противника, отошли ночью к основным силам.

День Бородина и его итоги

Наступило 7 сентября. В 6 часов утра французская артиллерия ударила по русской армии. Основные события разгорелись у Семеновских флешей, которые обороняли войска Багратиона, и батареи на Курганной горе, где командовал генерал Николай Николаевич Раевский. Против Багратионовых флешей были брошены корпуса маршалов Даву, Нея, Жюно и Мюрата. Участник боя, французский офицер, отмечал, что сражавшиеся «ходили по крови, которую насыщенная земля отказывалась поглотить». Осколком гранаты тяжело ранило генерала Багратиона. Это привело к замешательству и позволило французам занять флеши. Новый командующий левым флангом генерал Петр Петрович Коновницын отвел свои войска за Семеновский ручей и построил их для обороны. Кутузов послал ему конницу на подмогу.

А Наполеон бросил основные силы на главный опорный пункт всей Бородинской позиции – батарею Раевского. Потери с обеих сторон были страшные: рвы были заполнены телами погибших, преграждая дорогу идущим на штурм. Погиб генерал А. И. Кутайсов, был ранен генерал А. П. Ермолов. Французы тоже недосчитались многих генералов. К вечеру, ко времени окончания пятнадцатичасовой битвы, Наполеону так и не удалось добиться решающего успеха ни на одном из направлений, потеряв более 50 тысяч убитыми, он отвел свои войска на исходные позиции.

Потери у Кутузова были тоже огромны – 44 тысячи человек, но все-таки сил осталось значительно больше.

Офицер, поэт и будущий декабрист Федор Глинка тогда отмечал, что вопрос о победе так и остался без ответа. Но для Кутузова главным было сохранить основные силы. На Военном совете в Филях он принимает решение оставить Москву, за которое его нещадно критиковали. Но, как показала история, Кутузов оказался прав.

Открытка Российской империи «Военный совет в Филях»
Открытка Российской империи «Военный совет в Филях»

В 2 часа дня, 13 сентября 1812 года, ликующий Наполеон въехал со свитой на Поклонную гору. Бонапарт считал, что одержал ту самую победу, за которой последует капитуляция России. Но этого не случилось. В сгоревшей Москве не было ни провианта, ни фуража, но главное – никто не просил у него мира. А сидеть в Москве, когда надвигалась русская зима, когда тысячи неотложных дел требовали его присутствия в Париже, было бессмысленно. И тогда сам Наполеон настойчиво и энергично стал просить заключить «мир любой ценой». Однако русский царь так и не дал ответа на его просьбы.

В конце ноября Наполеону пришлось бесславно покинуть Россию. В общей сложности он потерял здесь 570 тысяч солдат, всю конницу и всю артиллерию.

Сражение и война

Прошло два века, и до сих пор вопрос о том, кто победил в Бородинской битве, не нашел однозначного ответа. Понятно, что Александр I, чтобы придать дополнительного боевого духа войскам, не только объявил сражение победным для русских, но и щедро наградил всех – от Кутузова до рядовых. Впоследствии мнение императора единодушно поддержали советские историки, некоторые даже уверяли, что русская армия тогда «одержала полную стратегическую и тактическую победу». С этой точкой зрения постоянно спорили и продолжают спорить зарубежные ученые. И если многие советские школьники не сомневались, что победу в Бородинском сражении одержала русская армия, то французские учащиеся, например, знают по своим учебникам, что в битве победил Наполеон.

Пожалуй, наиболее справедливым следует признать вывод Карла фон Клаузевица, участника боев на стороне русской армии, о том, что Бородинское сражение относится к тем, что не получили «полного развития».

Но эта точка зрения справедлива только для самого сражения, а не для исхода войны. Стратегическая победа осталась за Кутузовым. Именно под Бородином русские войска нанесли врагу сокрушительный удар, от которого он так и оправился – ни в моральном плане, ни в плане восполнения сил.

Кадр из фильма «1812-й. Отечественная. Великая»
Кадр из фильма «1812-й. Отечественная. Великая»





Как выйти замуж за Наполеона
Французы в плену русского гостеприимства: катастрофа Наполеона