Японская субмарина случайно отомстила американцам за ядерные бомбы

Крейсер «USS Indianapolis»
Крейсер «USS Indianapolis»
800 членов экипажа американского крейсера «Индианаполис» погибли или были съедены акулами в Тихом океане по чистой случайности

«Индианаполис», неуязвимый крейсер ВМФ США, доставивший смертельную начинку для атомных бомб «Малыш» и «Толстяк» на остров Тиниан в Тихом океане, всего через три дня после этого был уничтожен случайной японской подлодкой. Что это: ирония судьбы или печальная закономерность?

Гордость нации

Крейсер USS Indianapolis (бортовой номер CA-35) был спущен на воду в 1932 году и стал «кораблем государства». На его борту часто бывал сам президент Рузвельт, мировые лидеры, члены королевских семей. Он был одним из самых мощных боевых кораблей: с палубой в два футбольных поля, с мощнейшим вооружением, с более чем тысячей человек экипажа – все это в годы Второй мировой войны выглядело весьма устрашающе. Крейсер являлся символом военной доблести США.

Франклин Д. Рузвельт на борту USS Индианаполис направляется в Южную Америку. wikipedia
Франклин Д. Рузвельт на борту USS Индианаполис направляется в Южную Америку. wikipedia

Первая военная операция с его участием произошла в 1941 году в битве за Перл-Харбор – крейсер успешно провел бомбардировку острова-атолла Джонстона. В 1942 году «Индианаполис» успешно себя проявил в битве за Алеутские острова, участвовал в атаке на остров Киска, патрулировал остров Атту, выискивая корабли противника, где потопил японское транспортное судно «Акагане Мару» со всем грузом и экипажем.

В 1944–45 гг. «Индианаполис» участвовал в спецоперациях против Японии в районе Марианских островов, в Филиппинском море, у Западных Каролинских островов при высадке американского десанта, в районе острова Манус (Адмиралтейские острова). Несмотря на то что «Индианаполис» участвовал практически во всех крупных морских операциях того периода, он оставался почти невредимым.

Тайный груз

В конце войны японцы для атак на американские корабли начали использовать летчиков-камикадзе и торпеды серии «Кайтен», которыми также управляли смертники. 31 марта 1945 года такому камикадзе удалось протаранить нос «Индианаполиса»; впрочем, для могучего корабля это было подобно комариному укусу. Впрочем, корабль отправился на ремонт в порт Сан-Франциско. Команда «Индианаполиса» пребывала в надежде, что война для крейсера завершилась.

В начале лета 1945 года на борт отремонтированного корабля, однако, был доставлен сверхсекретный груз – всего несколько ящиков. В группе сопровождения этих ящиков были очень высокие чины: в частности, генерал Гровс, который руководил программой по созданию ядерного оружия, и контр-адмирал Парнелл. Именно они должны были контролировать транспортировку «начинки» для атомных бомб, которым суждено было стать проклятием для жителей Хиросимы и Нагасаки.

На тот момент капитаном «Индианаполиса» был Чарльз Батлер Маквей, которого о содержании ящиков не информировали. Однако несложно было догадаться, что если огромный крейсер выполняет роль курьерского судна, значит вверенный ему груз напрямую связан с судьбами страны, а, возможно, и мира. Даже порт назначения Маквей узнал уже в море — остров Тиниан в группе Марианских островов. Именно там готовили летчиков для первой в мире атомной бомбардировки.

26 июля 1945 года «Индианополис» прибыл в пункт назначения. Пассажиры крейсера со смертельным грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегченно вздохнул, даже не предполагая, что ждет его дальше.

Возмездие или беспечность?

Далее «Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем к Филиппинам. При переходе к филлипинскому острову Лейте командир крейсера беспечно нарушил инструкцию, в которой предписывалось совершать маневры зигзагом, чтобы не быть обнаруженными подлодками противника. Капитан Маквей знал, что данная техника маневров уже устарела, японцы о ней знают, а поскольку данных о действиях подлодок противника в данном районе не поступало, крейсер шел прямо по заданному курсу.

Возмездие настигло военный корабль там, где никто этого не ожидал. На тот момент именно в этом районе вела свою охоту подводная лодка I-58 японских ВМС, оснащенная, помимо обычных торпед, мини-подлодками «Кайтен», которыми управляли смертники.

Мотицура Хасимото – герой Японии. wikipedia
Мотицура Хасимото – герой Японии. wikipedia

Капитан подводного судна Мотицуро Хасимото, получив информацию об обнаружении одиночной цели, 29 июля 1945 года около одиннадцати часов вечера отдал приказ обстрелять ее. Эксперты до сих пор спорят о том, были ли использованы торпеды или в ход пошли «Кайтены». Сам же капитан Хасимото в своих мемуарах утверждает, что до камикадзе дело не дошло.

Японская подлодка, сделав свое дело, быстро ушла из района атаки. Только годы спустя, после рассекречивания части документов, члены экипажа I-58 узнали о том, что опоздали всего на три дня.

Быстрая гибель и мучительная смерть

Крейсер был атакован с расстояния четырех миль, и уже через минуту взрывом разрушило машинное отделение. Стало ясно, что «Индианаполис» вскоре пойдет ко дну. Капитан приказал экипажу покинуть корабль.

«Индианаполис» нашли в Тихом океане на глубине более 5 тыс. метров через 72 года после крушения. На фото обломок корабля с надписью. Фото: Navigea Ltd. R / V Petrel / Paulallen.com
«Индианаполис» нашли в Тихом океане на глубине более 5 тыс. метров через 72 года после крушения. На фото обломок корабля с надписью. Фото: Navigea Ltd. R / V Petrel / Paulallen.com

Через 12 минут крейсер ушел под воду. Вместе с ним погибли 300 из почти 1200 членов экипажа. Выжившие после взрыва моряки оказались в воде. Спасательные жилеты и плоты помогали мало – люди умирали от обезвоживания, переохлаждения (несмотря на то, что дело было летом в южных широтах), кто-то сошел с ума, а несколько десятков человек стали жертвами акул. Сигналы бедствия с «Индианаполиса» были проигнорированы американскими кораблями, которые в немалом количестве курсировали тогда в районе Филиппин. Только через три дня гибнущих американских моряков случайно обнаружил экипаж патрульного самолета PV-1 Ventura. Прибывшие на место гибели «Индианаполиса» спасательные суда приняли на борт 320 оставшихся в живых моряков. На Гуам было доставлено 317 человек.

Трагедия «Индианаполиса» вошла в историю ВМФ США как самая массовая гибель личного состава в результате одного удара. Командир корабля, оставшийся среди живых, попал под трибунал, и был реабилитирован только через много лет после смерти. Он покончил с собой в 1968 году, не выдержав постоянных обвинений, а может быть, и груза собственной совести. Мотицура Хасимото же после отставки стал синтоистским священником. Много раз он обращался к американским властям с просьбой реабилитировать Маквея, упирая на то, что потопил бы крейсер, даже если бы он шел зигзагами. Президент США Билл Клинтон внял этим доводам в конце 2000 года, через пять дней после смерти Хасимото.

* * *

А через неделю после гибели «Индианаполиса», 6 августа 1945 года, на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба «Малыш». Взрыв привел к гибели более 100 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки. Погибло до 80 тысяч человек. От болезней, вызванных радиоактивным облучением, до сих пор мучаются потомки тех, кому удалось пережить атомную бомбардировку. И вряд ли их утешает судьба ни в чем, в общем-то, не виноватых матросов «Индианаполиса».






Американский конгрессмен поздравил свои ВМС фотографией атомного крейсера «Пётр Великий»
Самые провальные изобретения американских военных