Самые провальные изобретения американских военных
В начале апреля американская пресса поставила российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» на первую позицию в антирейтинге авианосцев, когда-либо спущенных на воду, – за якобы низкое качество и плохую поддержку.
К слову, авианосец, который, если отбросить антироссийскую пропаганду, и сегодня считается одним из сильнейших в своем классе, был спущен на воду еще в 1995 году и сейчас он активно дорабатывается. Но, как это обычно бывает, о собственных худших проектах в США предпочитают деликатно умалчивать. А в истории американского военного ведомства были действительно серьезные провалы. Некоторые из них кажутся анекдотическими – чего стоят одни только ватные спасжилеты, которыми планировалось снабдить солдат армии США во время Первой мировой, или гигантский дирижабль-авианосец «Макон» США, который погиб в 1935 году в неравном бою с… бурей.
Читайте также: «Адмирал Кузнецов» назван худшим авианосцем в истории >>
Из более поздних изобретений печальную и громкую славу имел разработанный в 1960-е для поддержки американских пехотинцев робот-грузовик, весивший более тонны, отличавшийся до безобразия медленным ходом (максимум – 5 миль в час) и еще и оказавшийся практически неуправляемым.
Но особого внимания заслуживают изобретения последних десятилетий, обошедшиеся казне США в миллиарды долларов – и оказавшиеся абсолютными фэйлами. О самых «выдающихся» и дорогостоящих из них – в материале EG.RU.
Zumwalt – «золотой утюг» американского флота
Эскадренный миноносец серии Zumwalt стал чуть ли не самым дорогим кораблем подобного типа за всю историю США – он обошелся в $ 4,4 млрд. Интернет-остряки окрестили миноносец «золотым утюгом» – не только потому, что внешне он действительно чем-то напоминает футуристический утюг, но и из-за того, что потраченные на него деньги по сути оказались выброшенными на ветер.
Когда будущая гордость американского флота только анонсировалась, его технические характеристики выглядели потрясающе: 20 пусковых установок на 80 ракет, 155-миллиметровые пушки и 57-миллиметровые зенитные орудия Mk 110 для защиты от воздушных атак, новейшие беспилотники MQ-8 Fire Scout, корабельный вертолет и так далее.
Но, как говорится, гладко было на бумаге. Например, каждый управляемый снаряд для артиллерийской установки, как оказалось, стоит $2 млн - даже дороже крылатых ракет Tomahawk, имеющих гораздо большую дальность и огневую мощь.
Строительство началось в 2010 году и шло рекордными темпами. Гроза и хозяин морей, как называли Zumwalt в Пентагоне, несколько раз ломался – то из-за неполадок технологичной силовой установки (так, первый эсминец DDG-1000 чуть не потонул в Панамском канале после того, как вода попала в два из четырех подшипников), то из-за вышедших из строя фильтров, защищающих электрооборудование многострадального миноносца, то по другим причинам, которые, когда речь идет о корабле подобного уровня, разработчики просто обязаны не допустить.
Пентагон, выбросивший на проект миллиарды, в итоге поумерил свой пыл: после того как очередной Zumwalt в очередной раз вернулся в ремонтные доки, в военном ведомстве США заявили, что из почти тридцати планируемых кораблей будет создано максимум семь. Всего же строительство первых трех эсминцев обошлось США почти в $13 млрд. При этом эксперты считают даже инновационный дизайн «золотого утюга» опасным: скошенные борта чреваты сниженной устойчивостью, во время сильной бортовой качки корабль просто может перевернуться.
Несчастливый истребитель-невидимка F-35 Lighting II
На разработку малозаметного истребителя пятого поколения F-35 Lighting II было потрачено $1,3 трлн – но результаты оказались более чем скромными, а конструктивные недостатки – вопиющими. В частности, если дирижабль-авианосец почти что вековой давности не пережил испытания бурей, то для новых истребителей фатальной могла оказаться обычная гроза: их баки были уязвимы для ударов молний.
Ракетное топливо, использующееся в качестве хладагента, как выяснилось, неспособно охлаждать двигатель, предполагаемое количество авиабомб во внутренний отсек вооружения истребителя тоже не поместилось – их количество пришлось уменьшить вдвое, причем оказалось, что их сброс может приводить к внештатным ситуациям. Плюс ошибки в программном обеспечении, низкие летные характеристики и так далее.
ВВС США даже пришлось приостановить эксплуатацию истребителей F-35, отозвав их примерное через месяц после того, как с помпой было объявлено о полной боеготовности. А для летчиков разработали специнструкции с объяснениями, как реагировать на критику самолета.
Плавучий «слепой» радар Sea based X band
На плавучий самоходный радиолокационный комплекс Sea based X band, который, как уверяло американское агентство по ПРО, не имеет аналогов, было потрачено $2,2 млрд. Как заявлялось, SBX может увидеть далее бейсбольный мяч – не то что засечь пуск грозной российской межбаллистической ракеты типа «Тополь» или твердотопливной ракеты «Булава», и навести на них ракеты-передатчики. Разработчики обещали, что радар способен отличать истинные цели от ложных. Но оказалось, что зона видимости плавучего радара минимальна, он очень медленно настраивается, а ракеты, перемещающие на сверхмалых высотах, он и вовсе толком не видит. В итоге самый провальный проект ПРО США с 2013 года практически постоянно пребывает в Перл-Харборе и бездействует. Но выглядит внушительно!
Разорительный вертолет RAH-66
На перспективный боевой вертолет Sikorsky RAH-66 Comanche в Пентагоне возлагали огромные надежды – планировалось, что он будет самым быстрым и совершенным в мире, заявка впечатляла: вертолет должен был летать в любую погоду, в любых рельефах местности, иметь скорость до 500 км/ч, новые стелс-технологии, позволяющие оставаться незамеченными для радаров.
На проектировку 6000 вертолетов заложили $2, 8 млрд, на строительство - $36 млрд. Строительство первого RAH-66 начали в 1991 году, а через пять лет был проведен первый испытательный полет. Но до вторых испытаний, намеченных на 2001 год, дело не дошло. А в 2004 году проект, на который уже было потрачено около $8 млрд, свернули.
Заявленных характеристик разработчики так и не добились, RAH-66 так и не удалось по основным параметрам обогнать главного конкурента – вертолет «Ка 52 Черная акула», даже скорость 390 км/ч, которую развивал последний, оказалась для него запредельной. А два прототипа отправились в музей в Алабаме – став, видимо, самыми дорогими подобными экспонатами.
«Слепой» боевой лазер Boeing YAL
Создание лазера воздушного базирования Boeing YAL заняло почти полтора десятка лет и «съело» более $ 5 млрд. Предполагалось, что лазерные лучи после сигнала с радара фокусируются на вражеской цели и создают один мощнейший луч, который выжигает напрочь любой летящий объект.
Но на практике вначале оказалось, что лазер, которым оснастили Boeing-747-400, недостаточно мощный, а в условиях облачности не работает вовсе. Когда мощность была увеличена – стало ясно, что проект нерентабелен из-за высокой затратности и низкой результативности. В итоге проект, на который планировалось потратить до $ 13 млрд, благополучно свернули.
Провальная суперпрограмма перевооружения Future Combat Systems
Стартовавшая в 2003 году госпрограмма масштабного перевооружения бронетехникой и реорганизации армии Future Combat Systems, предусматривавшая широкое использование беспилотных и робототехнических средств, облегчила бюджет США на более чем $18 млрд – при том, что закладывалось до $300 млрд.
К счастью, в Пентагоне вовремя одумались и решили не выбрасывать кучу денег. Большая часть проектов, которые планировалось использовать в бою объединенными в высокопроизводительную сеть, чьими элементами можно управлять в режиме реального времени, так и осталась в виде эскизов.
В 2009 году программу заморозили. И хотя ВВС США получили некоторые устройства будущего (в частности, роботы-разведчики SUGV), в целом программа была признана провальной. Некоторые разработки были продолжены, но через пару лет все равно свернуты – среди них, например, боевой робот MULE-ARV (на фото).