Уроки выживания
Учителей, сумевших погасить межнациональный конфликт в школе, чиновники обвинили в непрофессионализме
В Интернете появилось видео, на котором старшеклассник с кавказской внешностью размахивает пистолетом перед лицом учителя. Оно не первое: разборки с участием детей мигрантов в российских школах - обычное дело. В Москве есть учебные заведения, где более 70 процентов - дети приезжих с Северного Кавказа и из других государств, большей частью из Азербайджана и Средней Азии, и многие ведут себя по «законам гор». А у учителей нет никаких прав, чтобы утихомирить хамов.
На свежем видео, совсем недавно появившемся в Интернете, кавказский школьник во время урока достает пистолет Макарова и направляет ствол на одноклассника. «Я сейчас выстрелю!» - со смехом говорит он. Педагог пытается призвать хулигана к порядку. «Убирай! Я позвоню родителям!» - предупреждает учительница. «Я сейчас стрелять буду!» - веселится отморозок и целится в женщину. Потом подходит к однокласснику и приставляет ствол к его голове со словами: «Что ты можешь?»
Что произошло дальше, как на случившееся отреагировали администрация школы и родители школьника, которому угрожали пистолетом, неведомо. Неизвестно и то, заинтересовались ли этим видеороликом правоохранительные органы.
И это, увы, самая обычная история. Управы на распоясавшихся «детей гор» нет. Учителя, которые общаются с ними теснее всех, отмечают, что вседозволенность этих ребят трудно пресечь. Во многих школах они подбивают своим примером класс не соблюдать дисциплину, неуважительно относиться к педагогу. А руководство школ только разводит руками: терпите, пишите докладную, у нас нет никаких прав.
Видео, снятое в Краснодаре в 2011 г.: юный отморозок наставил пистолет на учителя. Фото: |
- Почему вы считаете, что ущемление русских - это абсолютно нормальное явление? - разразилась праведным гневом учительница.
Ее речь тайком записала на телефон одна из учениц - Сона Наврузова - и отнесла маме Камале. А та нажаловалась директору Ирине Жданенко.
Светлану Станиславовну и учителя истории Марину Александровну Ступич, поддержавшую коллегу, Ирина Жданенко уволила. Шамаева предложила: «Давайте встретимся с Камалей Наврузовой, может быть, она что-то не так поняла». На все был ответ «нет».
- Сейчас Наврузова пытается от меня скрыться. Конфликт начал ее старший сын, брат Соны, который написал на своей странице «ВКонтакте»: «Русские пьяными валяются под забором и насилуют своих дочерей…» Эти записи мы прилагали в суде, - говорит Светлана Шамаева. - Но к нему как раз никаких мер принято не было.
Причиной увольнения двух заслуженных педагогов директор школы назвала разжигание ими межнациональной розни. Ей возразили: в Трудовом кодексе нет такой статьи. В итоге от Шамаевой и Ступич избавились «за аморальное поведение» и «психическое и физическое насилие над личностью обучающегося».
Вернувшись в школу, Светлана ШАМАЕВА общается с ребятами из 10 А только после уроков - преподавать там ей не разрешают |
В июне увольнение Шамаевой и Ступич суд признал незаконным. Вынес решение восстановить их на работе и выплатить около 200 тыс. руб. каждой за вынужденный четырехмесячный простой. Правда, с работой и сегодня не все гладко.
- В школе сделали все, чтобы не дать мне 10-й класс - тот самый, в котором произошла беседа, - вздыхает Светлана Станиславовна. - Хотя дети принесли заявления с просьбой вернуть им меня.
Самое главное, считает Шамаева, - та беседа с ребятами, после которой разразился скандал и они с коллегой лишились работы, помогла предотвратить страшное: дети не пошли бить и резать друг друга. А ведь уже начинались конфликты - ребята рассказали, что против русских объединяются дети разных национальностей, ходят на занятия с ножами.
Марина СТУПИЧ не жалеет, что вступилась за коллегу |
Заговор молчания
С полной уверенностью в своей правоте педагог жила до выхода передачи на Первом канале, где показали сюжет про детей мигрантов. Ее и Ступич случай привели в качестве примера… как не надо делать. Оказалось: в том, что произошло в их школе, виноваты сами учителя, а пламенная речь Шамаевой, раздерганная на некорректные цитаты, и правда приписывала нам призыв к вражде.
- После той программы я плакала, - вздыхает Светлана Шамаева. - Вывернули все. Зачем опять нужно было показывать эту запись, зачем брать рваные куски? Привели мою фразу о том, что ломать учителя и подстраивать его под мигранта невозможно, - я действительно так считаю, но в контексте сюжета моя позиция выглядела крайне жесткой и непримиримой. Этот репортаж заканчивается выводом: если учитель пойдет жаловаться, что у него в классе кто-то с пистолетами, он распишется в собственном непрофессионализме. Получается, лучше молчать, как это делают во многих школах?!
Вместо тетрадок и ручек новоприбывшие в Россию юноши нередко носят пистолеты и ножи. Фото: |
Факультатив по стрельбе
По свидетельствам столичных полицейских, каждый второй кавказец или азиат, приехавший в Москву, носит в кармане огнестрельное или холодное оружие. Закон больше не препятствует гражданам носить с собой ножи. Уголовная ответственность теперь предусмотрена только за сбыт холодного оружия. Носить можно что угодно и кому угодно. Школьники в многонациональных школах вооружаются тоже - и не только в Москве. Вот лишь несколько фактов, которые сами «горцы» сняли на видео и выложили в Интернет.
* В сентябре 2010 года в Саратове выходцы с Кавказа, вооруженные ножами и пистолетом, избили русских школьников, а затем заставили их встать на колени и кричать: «Кавказ - сила!» Сами нападавшие орали: «Че, смелые стали? Надо слушаться Кавказ! Здесь правит Кавказ!» Кроме того, ребят заставили отдать деньги и мобильники.
* В апреле 2011 года темноволосый амбал - 11-классник одной из краснодарских школ - целился в учительницу из пистолета, кричал матом, а потом достал яйцо из сумки и кинул в нее.
Единый учебник истории вряд ли всех объединит
К следующему учебному году в России появится единый учебник истории. Но вот сможет ли он сплотить детей разных народов?
Александр КАМЕНСКИЙ, декан факультета истории НИУ ВШЭ, профессор:
- Создание единой концепции преподавания истории рассматривается, по-видимому, как одно из средств решения проблем межнационального характера. Но тут нас ждут еще большие трудности. Определенные события прошлого разными народами воспринимаются по-разному. К примеру, взятие Казани Иваном Грозным или покорение Кавказа генералом Ермоловым, выселение чеченцев и других народов Сталиным. Боюсь, что при интерпретации этих событий и им подобных добиться непротиворечивости нам не удастся.