Что ждет россиян с появлением «стоячих мест» в самолете

Фото: кадр YouTube

Идея полетов стоя витала в воздухе давно - и даже была воплощена в жизнь, правда неофициально

Источник в авиакомпании «Победа» сообщил, что лоукостер планирует  использовать «стоячие кресла» в случае их сертификации и соответствия требованиям безопасности. Внедрение «полетов» стоя позволит увеличить вместимость самолетов на 20-30% и, соответственно, снизить цены на билеты. Официальные представители компании не подтвердили и не опровергли сообщения о предстоящем переоборудовании салонов, но заявили, что работают над увеличением количества дешевых билетов и эффективности каждого рейса.

Так что, вероятней всего, в ближайшее время многие из нас полетят стоя, с интересом наблюдая за дремлющими в своих креслах другими пассажирами. EG.RU разбирается, что нас ждет, если «стоячие билеты» станут реальностью.

Ковбои в воздухе

Дизайн «стоячих» авиамест, напоминающих сёдла наездников, разработал ведущий производитель самолётных кресел – итальянская фирма «Aviointeriors».

Сама идея возникла довольно давно. Первые проекты подобного рода салонов представила авиакомпания «Airbus» еще в 2006 году. Но тогда случился скандал, и известная корпорация, сохраняя своё лицо, поспешила отказаться от оригинальной идеи.

В 2009 году к теме «стоячих» мест решили вернуться самый знаменитый европейский лоукостер  RyanAir  и китайская компания Spring Airlines. Причем, если в RianAir пассажирам готовы были предложить просто «держаться за поручень», как в автобусе или метро, то китайцы оказались не готовы отказаться от ремней безопасности – они должны были крепиться на бедрах. Картинка выходила забавная.

Уже через год «Aviointeriors» представили первую модель подобного рода кресел на выставке Aircraft Interiors Expo – 2010 в Гамбурге. Но тогда эти модели забраковало Федеральное управление гражданской авиации США.

Восемь лет ушло на доработку, и затем в Гамбурге итальянские креслостроители показали усовершенствованное седло-стояк для авиапассажиров с красивым названием  Skyrider 2.0. От предыдущих разработок новую отличает большее внимание к безопасности. Теперь каждый ряд Skyrider должен быть закреплен двумя вертикальными стойками, проходящими между сиденьями. Кроме того, у модели есть два подлокотника и даже мягкая обивка на уровне бедер. Таким образом, почти все пожелания Американского Федерального Управления были удовлетворены.

Весь полёт в этих креслах пассажир будет фактически стоять, только немного облокачиваясь на спинку. Но в «Aviointeriors» убеждены, что это будет не простое, а весьма комфортное «стояние» в воздухе. «Вы будто сидите в седле. Ковбои могут находиться в нем часами, поэтому и пассажиры смогут», - уверяют нас эти специалисты по эргономике.  Таким образом, - говорят они, - будет достигнута «ультравысокая плотность в салоне».

Расстояние между стоячими местами составляет 23 см вместо 28 см в обычном экономклассе. Это позволит «уплотнить» рассадку примерно на 20%. Впрочем, в деле уплотнения это далеко не предел. В своё время Airbus предлагал увеличить число мест с 500 до 850.

Есть и еще одно преимущество. Места-сёдла весят в два раза меньше классических кресел, и это тоже уменьшает затраты на перелёт. Так что с точки зрения экономии всё выглядит очень убедительно.

На сегодняшний день разработками итальянских дизайнеров заинтересовались всё та же Ryanair и колумбийская авиакомпания Viva Colombia. Будет ли «Победа» третьей в этом списке, покажет ближайшее время. По крайней мере, до сих пор цены на билеты у отечественного лоукостера были процентов на 20-50 выше, чем у их европейских коллег. И стоячие места тут вряд ли помогут.

Мнение экспертов

Перспектива введения стоячих мест в самолётах вызвала ажиотаж в СМИ, но, похоже, не слишком радует специалистов. Так, космонавт-испытатель и заслуженный летчик-испытатель, генерал-майор Магомед Толбоев с улыбкой признаётся:

«Мне стало смешно, итальянцы, отстали от дагестанцев лет на 30. Первыми летали стоя в самолетах дагестанские пассажиры - так руководство зарабатывало деньги. Естественно, средства шли в карман авиакомпании и пилотам. Раньше говорили: «Трамвай летит Махачкала-Москва», а итальянцы только сейчас догадались об этом. Вот по нормам безопасности этого делать нежелательно, толкучка, теряется пространство у пассажиров. Если что-то случится - будет давка, это неприемлемо».

Еще резче высказывается заслуженный пилот России Виктор Саженин:

«Возможно, час полета в таком ковбойском кресле - как в трамвае доехать. Но ведь на взлете и посадке тоже придется стоять. А это не просто не здорово. Посадка может быть и грубой. Со всеми вытекающими последствиями».

Западные эксперты в основном согласны со своими российскими коллегами. Их, прежде всего, смущает, что в случае непредвиденных обстоятельств пассажиры на «местах-сёдлах» могут создать дополнительную угрозу безопасности пассажирам сидящим, которые купили более дорогие билеты.

Социальные последствия

Фото: wikipedia

Внедрение «стоячих мест» в самолётах может иметь к тому же и знаковые социальные последствия. Как любое проявление неравенства, оно неизбежно станет дополнительным свидетельством общественного разделения и имущественной дискриминации, которой и без того хватало в нашем мире, но которая была все же достаточно смягчена и смикширована в авиационной отрасли. На рейсах европейских лоукостеров уже случались скандалы с избыточным весом пассажиров, объемом ручной клади и т.п., и они в известной степени посягали на принцип равных условий для людей, получивших билет на один и тот же рейс в один и тот же класс. Появление «стоячих» пассажиров способно только усугубить эти проблемы.

Поэтому хочется надеяться, что российская «Победа» найдёт другие способы увеличить экономическую эффективность своих перелётов. Однако время покажет. Тот же Виктор Саженин не исключил, что, после всех испытаний и доработок, через пять-десять лет «стоячие места» при перелётах на небольшие расстояния станут столь же привычны, как и в городском транспорте. Но пока до этого далеко.