Чем грозит покупателям объединение «Евросети» и «Связного»?
Компания «Мегафон» и группа Solvers договорились об объединении «Евросети» и «Связного» – крупнейших российских ритейлеров сотовой связи. Сделка будет завершена в мае.
Подорожают ли телефоны?
По всей видимости, в привычных магазинчиках этих сетей внешне ничего не изменится – никто не планирует убивать бренд «Связного». Но как поглощение отразится на простых покупателях? Все-таки мобильная связь стала в наше время предметом первой необходимости, и предоставление услуг в этой сфере является не только бизнесом, но и социальной услугой.
Сами участники сделки, разумеется, утверждают, что объединение лишь создаст новые возможности для развития. Компания надеется предложить потребителями новые услуги и товары, сообщается на сайте
Трудно сомневаться, что доходы «Мегафона», получившего блокпакет в объединенной компании, вырастут. Но как слияние ритейлеров отразится на покупателях? Могут ли упасть качество услуг или вырасти цены?
– Эту я могу оценивать прежде всего как потребитель. Меня эта новость напрягает. К сожалению, у нас не очень большой выбор компаний сотовой связи и ритейла: полагаю, Федеральная антимонопольная служба не выполняет свою функцию.Буквально неделю назад мы обсуждали, где лучше обслуживаться в этой сфере, и пришли к мнению, что выбор не очень большой, везде есть свои минусы. Теперь выбор стал еще меньше. Монополию для того и создают, чтобы максимизировать прибыль – повышать цены, снижать качество, или делать и то и другое одновременно. Я допускаю, что в каких-то отраслях экономики действительно должна быть монополия, но в этом случае необходимо жесткое государственное регулирование. К сожалению, у нас этого нет, – полагает глава Русского экономического общества Валентин Катасонов.
В России и раньше были прецеденты слияния и поглощения крупных ритейлеров. Мы можем вспомнить, как бывшие конкуренты «Эльдорадо», «М.Видео» и «Техносила» стали единой компанией, как продуктовая «Пятерочка» из мощной X5 Retail Group поглотила более мелкого конкурента – «Копеечку», как «Дикси-групп» приобретала сеть магазинов «Виктория», в которую входили «Квартал», «Дешево» и «Семейная копилка». В регионах, кстати, этот ритейлер вел еще более агрессивную политику, в режиме серийного убийцы подминая под себя местные сети и одиночные магазины.
Тем не менее всплеска цен ни в одном из этих случаев не было. Потребители жаловались в основном на отсутствие выбора. В случае с продуктовыми магазинами местные производители часто лишались источника сбыта, так как федеральные сети полагались на своих крупных поставщиков, но на сотовом рынке такой угрозы нет.
Пожалуй, можно ожидать лишь некоторого сокращения ассортимента сотовых телефонов в продаже да прекращения ярких акций, которыми бывшие конкуренты привыкли привлекать покупателей. Другой вопрос, что уменьшение числа игроков на рынке – всегда тревожная тенденция, так как в перспективе их может стать еще меньше, и вот тогда последствия действительно прочувствуют все. При этом частному «Мегафону» победа не угрожает – самым опасным участником «большой четверки» является Tele2, принадлежащий «Ростелекому», за которым, в свою очередь, стоит мощь российского государства и ВЭБа.
А телефоны, конечно, подорожают. Но исключительно из-за снижения курса рубля.
Киприоты против китайцев
«Мегафон» еще в феврале 2018 года сумел приобрести 100% «Евросети», а слухи о покупке «Связного» ходили с лета 2017 года. Крупнейшему российскому оператору сотовой связи удалось получить одобрение от Федеральной антимонопольной службы по вопросу приобретения «Связного». Собственно, после этого «Мегафон» и Solvers договорились о соглашении. Правда, пока не ясно, кто именно будет управлять объединенной компанией. В пресс-службе «Мегафона» утверждают, что объединенная компания останется мультибрендовой. В салонах связи «Связной» и «Евросеть» по-прежнему можно будет приобрести сим-карты всех крупнейших сотовых операторов.
В рамках соглашения компания Lefbord Investment Ltd. («дочка» «Мегафона») передаст 100% акций «Евросети» DTSRetail LTD, которая занимается операционным бизнесом «Связного». Lefbord Investment Ltd. получит блокирующий пакет DTSRetail LTD. Интересно, что обе компании зарегистрированы на Кипре, где находится крупнейшая офшорная зона.
Кто может пострадать от этой сделки? Вероятно, в минусе окажутся конкуренты «Мегафона» – МТС, «Билайн» и Tele 2, которые имеют собственные магазины по продаже мобильных телефонов и аксессуаров. Соперничать с «Мегафоном» в части ритейла станет очень сложно. Да, на российском рынке есть другой крупный игрок – Aliexpress, но сложно предположить, сможет ли китайский онлайн-магазин что-то противопоставить объединенной компании.
– Если говорить об Aliexpress, то это означает, что фактически главным конкурентом «Евросети» и «Связного» является не резидент Российской Федерации, а иностранная компания. В какой-то момент времени продажи через интернет могут быть приостановлены, и мы окажемся в каменном веке. Я сторонник мягкого протекционизма. Хочется, чтобы российский потребитель ориентировался на отечественные компании, – полагает Валентин Катасонов.
Одним из минусов Aliexpress является то, что российский потребитель может оценить качество товара только после того, как он попал ему в руки. Естественно, это случится лишь после полной предоплаты. Банальный страх и недоверие к почтовым службам отталкивают многих от покупок в китайских интернет-магазинах. Широко известной стала история о том, как «Почта России» трижды доставляла покупателю деревяшки вместо смартфонов (пострадавший делал заказ как раз через Aliexpress), и это лишь один из многих тысяч случаев подмены или пропажи товара. При этом ведущий научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ Светлана Бирюкова в разговоре с нами отметила, что китайский интернет-магазин может стать важным игроком на рынке с учетом ситуации, но предсказывать будущее она не взялась.
Как в итоге объединение «Евросети» и «Связного» отразится на покупателях – покажет время. Но очень жаль, что российские розничные рынки продолжают монополизироваться. Потребителю попросту не оставляют выбора. Это отражается и на бизнесе – когда нет конкуренции, качество услуг неизбежно падает.