Из конной полиции у животных один путь — на бойню. В Подмосковье спасают лошадей, которых предали люди

Анастасия Елизарова объясняет: приют не ведет сборов, а находит единомышленников, которые помогают от души

Если хотите представить картину идеального мира, где слабых не бросают в беде, отправляйтесь в Подмосковье. В деревне Шипулино под Клином находится приют-конюшня «Шанс на жизнь». Только позвоните и предупредите о своем приезде. Потому что дел в хозяйстве невпроворот.

Сюда попадают лошади, которые когда-то верно служили людям, а потом в силу возраста или других причин стали ненужными. Спортивные или цирковые, например. Сейчас они в тепле и покое, но могли бы поведать множество грустных историй из прошлого. К счастью, для них эти истории - со светлым концом.

Придумала этот проект и руководит им Анастасия Елизарова. Не так давно конюшне-приюту «Шанс на жизнь» присвоен статус Благотворительного фонда. Настя - его президент.

- Все началось в 2008 году, - рассказывает она. - В 13 лет я ходила в конюшню, где лошадей можно было брать напрокат. Ухаживала за ними. Мама видела, как я увлечена и как ревела, когда конюшня шла к разорению. И согласилась… купить мне лошадь. Ей как раз выплатили материнский капитал за рождение второй дочки, - эти деньги и пошли в расход. Причем они были совсем не лишние - мама воспитывала нас одна. На дачном участке вместо дома поставили конюшню. И по объявлению нашли жеребенка Бибигона. А вскоре поняли, что ему одному скучно, и мама приобрела еще двух лошадей. Мы с подружками выкладывали их фото и видео в соцсетях. Через год позвонила женщина. Сообщила, что в Краснодарском крае разорился конезавод. А там чистокровные английские лошади. Хороших раскупили. Кого-то отдали на бойню. Остались травмированная кобыла и старый жеребец. Предложила их выкупить. Сказала, что кобылу она потом заберет, а жеребца нам. И мама опять пошла на авантюру. В итоге обе лошади остались у нас. Фотон, жеребец, был в ужасном состоянии - худой, зашуганный. Мы привели его в порядок. Верхом на нем ездили. Высокий, статный, вороной - видно, что элитных кровей. С него все и пошло. Мы словно сняли розовые очки - узнали правду о судьбе тех, кто сегодня друг и компаньон, а завтра - кусок мяса. И решили попытаться разорвать порочный круг.

Не в службу, а в дружбу

- Чаще всего лошади попадают к нам тремя путями, - продолжает Анастасия. - Кого-то отдают или продают хозяева, которые не могут больше их содержать. Второй вариант - когда люди ходят на конюшню и узнают, что их любимую Маньку вот-вот спишут по старости. Звонят и умоляют: мы скинемся, только заберите. Третий вариант самый тяжелый. Кто-то переживает, что с лошадью плохо обращаются, и просит ее спасти. Но мы не можем просто изъять ее. Потому что по закону это личное имущество. Именно поэтому в конной полиции, например, старое животное нельзя ни продать, ни передать в частные руки - только списать на бойню. Лет десять назад был скандал: в московской конной полиции на мясо отправили 30 лошадей. Сотрудники хотели выкупить, но им не дали.

У нас в Клинском районе тоже четыре лошадки патрулировали территорию. Постарели, одна умерла. А три остались. Они были в нормальном состоянии, просто взрослые. Их под списание. Но полицейские, которые 20 лет работали с ними, вступились. Общими усилиями мы смогли разобраться с документами и коней забрали. К сожалению, это единственный случай, когда таких лошадей удалось спасти.

В праздниках участвуют и верблюды, которых забрали из разорившегося цирка шапито 

Подвешивали на шлангах

26-летняя Лаванда жила в частном хозяйстве. Но где-то недосмотрели, недокормили-недопоили - она перестала вставать. Кое-как ее поднимали и для опоры подвешивали на шлангах. Потом не смогли поднять - обратились к нам. Когда мы приехали, чуть в обморок не упали. Лошадь была похожа на стиральную доску - одни ребра. Мы пару раз помогли поставить ее на ноги, но ситуация не менялась, и мы уговорили владельца ее отдать. Возрастных лошадей тяжело восстанавливать, нет гарантии, что вообще довезем живыми. Но с Лавандой все хорошо. Ей уже 30, толстая, холеная. Правда, один глаз пришлось удалить - когда она лежала, постоянно им билась. И от шлангов под мышками остались шрамы.

Это пример, когда удалось достучаться до хозяина. В 90 % случаев нас не слышат или просят большие деньги. Людям выгоднее сдать животное на мясо.

Заберите клячу

Расскажу о Венере. В свое время девушка выкупила эту лошадь у дедули в деревне. Тому стало трудно за ней ухаживать. Но у новой хозяйки тоже возникли проблемы, и Венеру продали в Рязанскую область. Она пожила там, как вдруг в ночи моя знакомая, которая тоже помогает животным, получает СМС от ее хозяина: заберите неадекватную клячу. Иначе скормлю собакам.

У нас не было возможности самим туда съездить - наняли коневоза. Он добрался до места и мне написал: «Настя, а мы точно будем ее забирать?»

Я подумала, кобыла кидается на всех. А она оказалась полутруп, лежачая. В таком положении ее и загрузили. Полгода реабилитировали. То и дело вскрывались новые болячки. Надулись гематомы на заду, будто ее били лопатой. Вскрывали их, саму лошадь поднимали лебедками. Но в итоге вылечили, откормили. Венера в приюте уже три года, ей 19 лет. У нее есть куратор - очень его любит.

Героиня нашего рассказа - Венера. Слева - такой ее привезли. А справа - такой красавицей она стала 

Тащили жеребенка трактором

У лошадки Груши своя драма. Жила в хозяйстве, где ее покрыли. Но в процессе родов что-то пошло не так. Врача приглашать дорого - люди решили выдернуть жеребенка трактором. Он погиб. А у кобылы внутри все разорвало. Когда хозяин понял, что кровотечение не остановить, позвонил-таки ветеринару. Это оказалась наша доктор, из приюта, - она по вызовам тоже ездит. Залатала несчастную. Вскоре местный конюх сообщил, дескать, хозяин собирается списывать Грушу на мясо. Раны никто не обрабатывал, и ей совсем плохо. Мужик испугался, что помрет, - даже цену скинул со 150 до 20 тысяч.

Конечно, лошадь мы выкупили. Через полгода ее было не узнать. Груша не может рожать, но в остальном абсолютно нормальная. Только мужчин не любит - видимо, в голове отложилось, что они причинили боль.

Кстати, лошади хорошо запоминают лица людей, различают по голосам. Я выхожу в леваду, кричу: «Потап!» - и один из 170 наших красавцев топает ко мне. Очень умные создания. Запоминают хорошее, плохое. Больше плохое - натерпелись.

Но даже когда мы забираем лошадь из нечеловеческих условий, бывших владельцев не осуждаем публично. Потому что это отпугнет тех, кто, возможно, хотел бы с нами связаться и дать лошади шанс, но испугается, что его ославят на весь интернет.

Рассчитывать на себя

Мне часто звонят люди, которые говорят, что хотели бы сделать подобный проект, и просят проконсультировать. Знаете, о чем первым делом спрашивают? Где деньги взять? Потому что думают: кто-то пришел - ой, Настя хорошая, буду давать ей на лошадок десять миллионов в месяц. Увы, это не так.

Мы с самого начала уяснили: рассчитывать только на себя. Еще когда появился Бибигон, мама объяснила, что ответственность за него лежит на мне. Она помогала, но мы с подружками и сами искали пути, как заработать. Катали детей в парке, устраивали фотосессии, продавали навоз.

Не проблема найти 150 - 200 тысяч рублей, чтобы выкупить лошадь. Достойно ее содержать - вот что сложно. Чтобы всегда иметь источник дохода, мы в приюте организуем благотворительные праздники, Дни открытых дверей. Можно приехать к нам на экскурсию, на фотосессию, позаниматься верховой ездой. Провели новогодний аукцион - люди разыгрывали то, что сделали своими руками. Все пожертвования идут на развитие конюшни, покупку медикаментов.

Мы ценим помощь благотворителей и опекунов, которые берут на себя содержание лошади на регулярной основе. И очень поддерживаем волонтеров. Не все могут позволить себе завести коня, а здесь у людей появляется возможность общения.

Все говорят, что посещение приюта снимает стресс. Кстати, каждый месяц у нас проходит субботник «День чистой гривы». Занимаемся уборкой и наводим марафет лошадкам. Все они ориентированы на человека, спокойные. Приезжайте знакомиться - вам понравится!

До и после: ход конем

Фото лошадей на сайте фонда - в каком состоянии они прибыли сюда и какими стали - наглядно показывают огромную работу, проделанную командой приюта.

Кстати