Задержали рейс, что делать: как вести себя при проблемах с вылетом?

Что положено пассажиру при задержке рейса?Изображение:Владимир Веленгурин/КП

Авиакомпания отменила вылет? Задержала рейс? Продала два билета на одно место? Или вы опоздали на самолет? Ответы на эти и другие вопросы нашел сайт EG.RU

Купить билет на самолет и оказаться через несколько часов на противоположном конце карты мира – легко, если все идет гладко: билет куплен, рейс не задержан, проблем с контролем нет.

А если что-то пошло не так? Сайт EG.RU разобрался, что положено пассажиру, а где спорить с системой бесполезно.

Гостиница при задержке рейса положена не всем

Кабмин озаботился комфортом пассажиров, которые «застряли» в аэропорту. Если ожидание вылета затягивается по вине авиакомпании из-за задержки рейса, отмены по метеоусловиям и техническим причинам, то перевозчик обязан организовать пассажирам бесплатную гостиницу. Но не всем подряд, а только тем, кто ждет более восьми часов днем и шести часов вечером или следует транзитом с 24-часовым ожиданием.

Есть еще одна оговорка: на преференции вы можете рассчитывать только если успели пройти пункт пропуска через госграницу. А если вы сидите недалеко от стойки регистрации, то ждать вылета придется в общем зале. Помните, с недавних пор сидеть на полу и лежать на креслах в аэропортах запрещено.
Гостиницы будут расположены в свободной таможенной зоне, то есть там же, где магазины дьюти-фри. Будет это сделано через какое-то время, а пока комфорт пассажиров зафиксирован только в правительственном постановлении.

На что может рассчитывать пассажир, если задержали вылет? Изображение: Виктор Гусейнов/КП

Задержка рейса авиакомпанией

Если ваш самолет задерживается из-за форс-мажора (погода не позволяет или техническая неисправность самолета), то можно рассчитывать на приятные бонусы от авиакомпании, которые скрасят томительное ожидание. За посиделки в аэропорту от двух до пяти часов можно рассчитывать на бесплатные напитки и еду (как правило, вручаются ваучеры, которые можно обменять в кафе аэропорта), два бесплатных телефонных звонка или сообщения по факсу и электронной почте. Если ожидание затягивается, то варианта два: либо бесплатный номер в отеле и трансфер до него, либо возврат денег за билет.
Как правило, перевозчик не спешит предлагать возврат и старается выполнить свои обязательства.

Компенсация при отмене рейса

Если ваш рейс отменен, то ключевое значение имеют причины, по которым отменили рейс и срок, за который вас уведомили. Если не вдаваться в детали, то при отмене вылета перевозчик обязан предложить альтернативный рейс или вернуть полную стоимость билета и компенсацию: за маршрут до 1,5 тыс.км – 250 евро, до 3,5 тыс.км – 400 евро, свыше – 600 евро.

Но не спешите радоваться, тонкостей в этой части правил так много, что добиться реальной выплаты денег будет не так просто. Итак, никаких компенсаций сверх билета не будет, если:

Авиакомпания должна компенсировать затянувшееся время ожидания рейса в аэропорту. Изображение: Мария ЛЕНЦ/КП

Два билета на одно место

Такая неприятная ситуация называется красивым словом овербукинг. Ваше место может быть продано еще одному человеку. Для вас это из ряда вон и дикая случайность? Для авиакомпании - нормальная практика. Многие перевозчики заведомо продают билетов чуть больше, чем пассажиров. Если отбросить тех, кто сдаст свой билет или не явится на посадку, получится как раз норма. Но бывают и неприятные ситуации, когда явились все, или в случае, когда самолет заменили на менее вместительный.

Тут действует золотое правило: кто вперед, того и кресло. Пройдите электронную регистрацию на рейс, как только она началась, либо приезжайте в аэропорт к открытию стоек регистрации.

На что можно рассчитывать в таких ситуация:

И самое главное, если добровольцев, которые согласятся лететь другим рейсом, не найдется, то авиакомпания оставляет за собой право снять с самолета любого пассажира. Например, того, кто пришел на регистрацию последним.
Если овербукинг ворвался в вашу жизнь, то не забудьте поставить на стойке регистрации отметку в билете, что вас не берут в самолет по вине авиакомпании.

Как вернуть полную стоимость билета

Авиакомпании готовы вернуть полную стоимость билета в редких случаях и далеко не всем. Если вы поссорились с приятелем и не хотите лететь вместе, то это вовсе не аргумент. Начальник, который вдруг не дал отпуск, тоже не подойдет для получения всей стоимости билета.

Перевозчик признает весомыми:

Второй и третий вариант будет актуален только для самого путешественника. Если его спутник тоже решит не лететь в одиночку, то рассчитывать на полную компенсацию ему не придется. Для него это совсем не весомая причина.

Как не остаться за бортом? Изображение: Александр ГЛУЗ/КП

Потерял билет на самолет. Как восстановить?

Ситуация неприятная, но поправимая. Чтобы избавить себя и пассажира от таких недоразумений, авиакомпании все чаще продают электронные билеты на самолет. Имея такой виртуальный талон, вам не придется переживать за бумажный документ. Достаточно иметь паспорт и помнить время вылета.
Если все же был куплен привычный бумажный билет, то имеет смысл позаботиться о его сохранности. Не получилось: не паникуем, авиакомпании хоть и не обязаны восстанавливать билеты, но идут навстречу пассажиру:

Что делать, если опоздал на рейс

Если завершилась регистрация, а самолет еще не улетел, то есть шанс все исправить.

Не выпустили из страны за долги

Пожалуй, самая неприятная ситуация, которая может случиться с путешественником в аэропорту – это запрет на выезд. О нем узнают только на стадии пограничного контроля. Информацию о должниках пограничникам передают судебные приставы.

Какие долги станут ограничением для выезда:

Оплатить свои обязательства здесь и сейчас не получится. Пока в России такой практики нет. Получается, к подобным «сюрпризам» надо готовиться заранее.
Ограничение выезда означает, что приставы всерьез вознамерились взыскать с вас долг. Теперь ваша судьба зависит от человека, который ведет ваше дело.

Полезный совет: если вы купили не просто билет на самолет, а целый тур, то непременно оформите страховку от невыезда.