Крымская «дорога смерти»: все, что нужно знать об этом загадочном маршруте

Маршрут оказался вовсе не опасным, но на некоторых его участках водитель должен быть внимательным

Журналист EG.RU проехал через полуостров коротким путём и выяснил, насколько опасна эта дорога

Из крымского города Белогорска доехать до морского побережья можно по удобной трассе — в Феодосию или Судак. Это 60-70 километров. Но храбрецы, которые отваживаются ехать по так называемой «дороге смерти» - через перевал Кок-Асан, на Приветное, - сокращают свой путь наполовину и при этом получают возможность любоваться редкими по красоте горными видами.

Это одна из старейших дорог, соединяющий степной Крым с побережьем. По ней когда-то, говорят, путешествовала императрица Екатерина II (в 1787-1788 годах), знакомясь с новым приобретением короны - Крымским полуостровом.

Интересно, что пейзажи, которые поджидают здесь путников, не совсем типичны для Крыма — они скорее напоминают горные виды Кавказа или даже Швейцарии.

Пейзажи и памятники перевала Кок-Асан

Последние метры старой асфальтированной дороги

Поначалу это была и не дорога вовсе, а так, тропа, на которой с трудом могли разъехаться две повозки. В 1832 году дорогу немного расширили, в последующие годы взорвали несколько скал, чтобы выпрямить особенно крутые повороты.

Было запланировано заасфальтировать короткую дорогу к морю, но помешали разные обстоятельства — в наше время проехать по асфальту можно лишь небольшой участок, до села Красноселовка, а дальше местами насыпан гравий, а местами осталась обычная грунтовка, которую после дождей сильно размывает, - местами образуются грандиозные лужи-болотца, в которых может утонуть автомобиль.

Лиственный лес в хорошую погоду прошит лучами солнца
Дорога не идеальная, но вокруг очень красиво
Дорожные пейзажи
Горы в Крыму очень красивые!
И дороги в горах тоже!

Впрочем, если дождей нет, то проехать по дороге можно без особого труда, что постоянно и делают местные водители.

Туристы, непривычные к крымским рельефам, прозвали маршрут из Белогорска в Приветное «дорогой смерти», но это, право же, преувеличение. Просто езда по горной дороге требует особого внимания и аккуратности. Здесь нередко можно увидеть даже грузовики, везущие щебень с карьера к морю, туда, где ведутся стройки.

Строго говоря, опасный участок, обрывающийся с одной стороны в пропасть, а с другой стороны прижатый скалой, составляет всего 2-3 километра. На всем остальном пути вполне можно разъехаться со встречным транспортом, остановиться в «кармане», чтобы полюбоваться пейзажем и сделать фотографии, набрать воды из родника, отдохнуть и подкрепиться.

Можно даже заночевать с палаткой — например, на туристической стоянке Нижний Кок-Асан, на живописной поляне, оборудованной для отдыха, со столиками и скамейками. Есть где поставить машину и палатку, есть вода и дрова, в мае-июне все здесь густо зарастает громадными ромашками, - словом, красота неописуемая!

Только вот некоторые несознательные любители туристических троп оставляют за собой мусор. Впрочем, таких грязнуль с каждым годом становится все меньше, да и местные волонтеры постоянно очищают лес от следов пребывания человека.

На Нижнем Кок-Асане установлен памятник  местным партизанам, возле него почти всегда лежат живые цветы. Каждый год здесь проводятся торжественные мероприятия — чтобы почтить память ветеранов, приезжают взрослые и школьники, поют военные песни, возлагают венки, а потом угощаются солдатской кашей, сваренной на костре.

Партизанская Подковка

Подковка

Вдоль дороги то и дело попадаются памятные знаки, установленные в местах партизанских подвигов, - ведь в этих местах во время Великой Отечественной войны отчаянно сражались партизанские отряды, громя фашистов. Надо сказать, горы, заросшие лесом, - очень удобное место для всяческих засад. Легко можно представить себе, как происходили известные события, описанные в исторических документах.

Вот крутой поворот, именуемый Подковкой. Чуть ниже, там, где над дорогой нависают грозные скалы, а с другой стороны находится крутой обрыв, чуть прикрытый кустарником, в годы войны разыгралась настоящая драма: партизаны Ичкинского отряда подстерегли немецкую колонну и взорвали гранатами головную и последнюю машины. Этого оказалось достаточно: тем, кто находился в середине, просто некуда было двигаться. Немцы, стремясь убежать, бросились в придорожные кусты, — а за кустами был крутой обрыв... Тогда, по воспоминаниям чудом спасшегося немецкого офицера, погибли десятки его солдат, а сам он запомнил этот день как самый страшный в его жизни.

Горные виды
И вновь горы
Умитротворяющий пейзаж

Сейчас по этому маршруту довольно активно ездят автотуристы (не обращая внимания на установленный перед поворотом на Красноселовку знак - «Дорога закрыта»). Да и пешие туристы с неподъемными рюкзаками за спиной не упускают возможности пуститься в путь по живописной тропе. В качестве награды они получают чистейший горный воздух, напоенный ароматами трав и цветов, великолепные виды, не уступающие по красоте альпийским, и будоражащие ощущения, которые запомнятся надолго.

Приехали!

В конце же пути, спустившись в долину с виноградниками и проехав село Приветное, путешественники попадают прямо к морю, у которого летом появляется автокемпинг. Просторный длинный пляж, усыпанный мелкой галькой, позволяет с комфортом, без тесноты, расположиться даже большому количеству отдыхающих.