Почему первые в мире авиапассажиры блеяли и кудахтали

Шар братьев Монгольфье
Шар братьев Монгольфье. Клод-Луи Дезре, 1783 год
Братья Монгольфье, Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн, открыли человечеству дорогу в небо, а их воздушные шары более чем на столетие стали единственным средством передвижения людей по воздуху. Но кто стал первым воздушным пассажиром?

Неизвестно, кому из братьев пришла идея склеить из бумаги воздушный шар, и поднять его в небо, наполнив паром кипящей воды. Но этот опыт оказался неудачным. Попадавший в купол пар быстро остывал, а осаждавшиеся изнутри капли размачивали бумажную оболочку. Шар, ожидаемо, разваливался и падал.

Братья пошли другим путем, решив наполнить искусственный купол водородом. И опять неудача. Оказалось, что бумажный шар невозможно склеить идеально, а водород всегда находит мелкие отверстия и быстро улетучивается. Только третья попытка принесла успех. Жозеф-Мишель обратил внимание на поднимающийся дым от костра и допустил, что он сможет поднять вверх воздушный шар. 19 сентября 1783 года они запустили в воздух необычных пассажиров.

Первый успешный запуск шара случился 5 июня 1783 года на глазах изумленных жителей города Аннонэ. Шар диаметром 11 метров плавно поднялся к облакам и мягко приземлился в километре от места запуска.

Небесные первопроходцы

Модель шара братьев Монгольфье в музее авиации в Ле Бурже. Источник Wikimedia.org

Модель шара братьев Монгольфье в музее авиации в Ле Бурже. Источник Wikimedia.orgБратья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье родились в небольшом французском городке Аннонэ в семье хорошо обеспеченного владельца бумажной фабрики. Жозеф с раннего возраста увлекся наукой и ставил разнообразные опыты, за что ему часто перепадало от отца. Позднее к нему присоединился и младший брат, ставший надежным помощником и генератором отдельных идей.

После смерти родителя и наследования фабрики финансовые возможности братьев Монгольфье серьезно возросли, и именно тогда они приступили к разработке способов быстрого перемещения на большие расстояния.

Спустя несколько лет газетчики разнесут новость об их удивительном шаре по всей Франции. Их имена станут известны каждому жителю страны, и сам Людовик XVI захочет лично увидеть полет воздушного шара. Венценосный монарх потребовал пригласить изобретателей в Париж, а физику Жаку Шарлю поставили задачу рассчитать возможность полета на воздушном шаре человека.

Не дожидаясь приезда братьев, Шарль провел несколько самостоятельных опытов. Он изготовил из пропитанной каучуком ткани воздушный шар диаметром около четырех метров и заполнил его водородом.

В августе 1783 года шар Жака Шарля совершил первый вполне удачный полет, очень быстро скрывшись от глаз наблюдателей за облаками. Но через несколько минут аппарат плавно опустился, а его оболочка оказалась прорванной.

Вольности на глазах у короля

В августе в Париж прибыли и сами изобретатели. Они привезли усовершенствованный воздушный шар, названный монгольфьером. Братья прикрепили к нему корзину из ивовых прутьев, в которой находился небольшой очаг с углями. Там могли поместиться несколько человек.

Первые полеты на воздушном шаре. Рисунки французских художников. Источник: Wikimedia.org
Первые полеты на воздушном шаре. Рисунки французских художников. Источник: Wikimedia.org

Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн планировали запустить шар на глазах короля в Версале и собирались лично отправиться в полет. Но придворные медики их от этого отговорили, мотивировав тем, что из-за быстрого поднятия на высоту и снижения давления сердце человека может просто не выдержать.

Тогда пассажирами первого обитаемого полета в небо решили сделать барана, утку и петуха. Примечательно, что почти через два столетия при освоении космоса первыми пассажирами также сделали животных, а легендарных собак Белку и Стрелку узнал весь мир.

19 сентября 1783 года домашнее животное и птицы впервые поднялись на головокружительную высоту, открыв новую эру в освоении «пятого океана». Эксперимент завершился триумфально. После приземления отчаянно блеявший от страха баран и кукарекавший петух как ни в чем не бывало, пошли своими ногами по твердой земле. Только флегматичная утка не кричала.

Освоили небо по-братски

Первыми людьми, поднявшимися в небо на монгольфьере, стали Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд, а сам легендарный полет состоялся 21 ноября 1783 года.

Воздушный шар с людьми стартовал с территории парижского замка де ла Мюэт. Полет продлился около получаса, а поднявшийся на неимоверную высоту в 915 метров шар преодолел 9 км и плавно опустился на землю. Небо открыло людям свои объятия, и вскоре от желающих покататься на монгольфьере не было отбоя.

Первый полет братьев Райт на аэроплане «Флайер-1». 17 декабря 1903 года. Источник wikimedia.org
Первый полет братьев Райт на аэроплане «Флайер-1». 17 декабря 1903 года. Источник wikimedia.org

Через 120 лет еще одни братья, Уилбур и Орвилл Райт, совершат первый полет на аэроплане, а сегодня каждому желающему достаточно купить билет, чтобы преодолеть тысячи километров на современном комфортабельном авиалайнере. А катание на воздушном шаре стало повседневным развлечением или способом эксцентричного путешествия.

Читайте также: 110 лет смертельной жатвы: самые жуткие авиакатастрофы столетия





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


«Вальтер», нож и шоколадка: как летчицы 10 дней в тайге выживали
Подвиг в бардаке: за что на самом деле советским летчицам присвоили звание Героев Советского Союза