Ученик с ружьем: как избежать повторения трагедии, которая произошла в Керчи?
После страшной трагедии, произошедшей в Крыму, где 18-летний студент хладнокровно открыл огонь по своим одногруппникам и педагогам, EG.RU вместе с психологами продолжает разбираться в этой ситуации.
Можно ли было предотвратить трагедию? Что творилось в душе у подростка, когда он решился на это преступление? Была ли эта бойня спонтанным решением или это была долгая и планируемая подготовка?
Что мы знаем о «керченском стрелке»
Пока известно немного: он был замкнутым, постепенно прекратил общение с друзьями, жил с мамой, которая работала санитаркой в онкодиспансере. Уже после трагедии одногруппники припомнили, что Влад носил на занятия штык-нож. Кроме того, соседка рассказала, что парень с детства был жестким и увлекался оружием. Не так давно он получил разрешение и приобрел 12-калиберное ружье, к которому купил 150 патронов. В свое учебное заведение он принес оружие, самодельную взрывчатку и, по-видимому, бутылку с зажигательной смесью.
Когда стало известно о 21 погибшем и десятках раненых, несложно предположить, что педагоги и учащиеся задали себе этот вопрос: а как теперь без страха входить в школу, на урок? Можно ли предотвратить подобное и как?
О мотивах керченского стрелка и возможных причинах его поступка рассказывают наши эксперты — психологи.
Читайте также: Не тот Владислав: как пользователя «ВКонтакте» назвали убийцей студентов
Отсутствие эмпатии и проблемы с психикой
«На основании того, что нам известно, можно предположить, что у молодого человека существовали какие-то проблемы с психикой. Отсутствие друзей, закрытость, отсутствие социального общения… Мы можем бесконечно не одобрять социальные сети, но для подросткового возраста общение с социумом — очень важная часть. Возможно, ему действительно не с кем было поговорить, а может, и не было такой потребности. Нам неизвестно, как он пережил развод родителей. Об этом мальчике очень мало информации: как он формировался, рос, что происходило в семье, что из себя представляет его личностная структура? Совершенно очевидно, что человек был внутренне изолирован, и что в итоге выросло, можно только догадываться. Одно могу сказать: то хладнокровие, с которым он все это сделал, может говорить об отсутствии эмпатии, которое может быть связано с какой-то психопатологией. Человек хладнокровно уничтожает толпу людей. Это может быть признаком социопатии и, в некотором смысле, психопатии»,
— рассказала EG.RU семейный психолог Анна Хныкина.
Следственный комитет назначил посмертную психолого-психиатрическую экспертизу студенту Владиславу Рослякову. Это позволит установить его психологические особенности и мотив. Постфактум Владиславом заинтересовались — после того, как трагедия уже произошла. На что нужно было обратить внимание, чтобы этого не случилось?
Что творится в обществе, если никого не пугает штык-нож на уроке?
«Что для меня очевидно — у этого подростка нарушено базовое чувство доверия к миру, которое закладывается в раннем детстве, а потом оно подвергается коррекции. У мамы Владислава была непростая работа, она работала санитаркой в медучреждении, у нее был дефицит времени, и она успевала решать только проблемы содержания ребенка. Замкнутость и отчужденность этого подростка не могла не бросаться в глаза! Почему, когда он приходил в колледж со штык-ножом на поясе, это не вызвало интереса у педагогов и одногруппников? Именно тогда надо было проявить заинтересованность, человеческое участие. У подростка были явные проблемы с психикой — обратив на них внимание, можно было направить его в другое русло, создать возможность для контакта. Его действия — это не разовая реакция на что-то, это имело накопительный характер. Беда современного общества — замкнутость на себе, безразличное отношение к ближнему. На это накладывается еще и проблема образовательных учреждений, где не решаются задачи по воспитанию. Когда преподаватели сталкиваются с такими проблемами учеников, они оказываются в полном замешательстве — они не знают, куда направить родителей этого подростка, в какие учреждения можно обратиться. Это общая социальная проблема»,
— подчеркнула психолог Юлия Зимина.
Стало известно, что у Владислава все же были проблемы с одногруппниками — студента не понимали, травили за «непохожесть». Его подруга детства рассказала, что когда-то Влад Росляков был очень хорошим другом, а потом все друзья незаметно исчезли. У него не было желания жить, он мечтал отомстить, рассказала девушка
То, что в момент совершения преступления парень был в неадекватном состоянии и полон обиды и злости на мир, отметил еще один эксперт — детский психолог Михаил Зотов.
Давно накопленная ярость
«Совершенно точно мама не обращала внимания на то, что с ним происходит. У Владислава Рослякова была очень сильная озлобленность на мир и на людей. С ним явно что-то произошло, какая-то была травма в его душе. Ненависть к педагогам, к одногруппникам, к колледжу однозначно связана с какой-то печальной и сложной проблемой внутри его отношений с окружающими и внутри его души. Это очень сильно и давно накопленная ярость, непереработанная. Его психическое состояние говорит о том, что он в момент совершения преступления был вне нормы. Для того, чтобы совершить такие действия, нужно подготовиться, и он готовился очень давно. В связи с этим возникает вопрос не только к маме, но и к органам, которые не отследили это, не проверяли, с какой целью он приобретал оружие и патроны, что задумывал»,
— рассказал Михаил Зотов.