Мэр города Бриен-ле-Шато Николя Дюик: «Вот почему мы против санкций!»
Крым отмечает пятую годовщину возвращения домой и принимает гостей. На правах старых добрых друзей первой на торжества прилетела группа политиков из Франции. Представительную делегацию возглавляет бывший депутат парламента Тьерри Мариани. Вместе с ним прибыли члены парламента страны, бывшие и действующие депутаты Нацсобрания, мэры городов, другие представители муниципальных властей. Визит французов продлится до 16 марта. Впечатлениями об увиденном на полуострове с нами поделился в недавнем член парламента страны, а ныне мэр города Бриен-ле-Шато Николя Дюик.
В декабре прошлого года в Евпатории было принято решение, что черноморский курорт и город Бриен-ле-Шато, который представляет Николя Дюик, станут побратимами, - соглашение подпишут в ближайшее время. А это значит, появится еще одна ниточка, связывающая наши страны.
- Месье Дюик, рады видеть вас на российской земле. Что значит для вас «крымская весна»?
- Мы были первыми парламентариями, которые приехали на полуостров в 2015 году. Хотели увидеть все своими глазами, познакомиться с властями, пообщаться с жителями. Прогресс, достигнутый с тех пор, налицо. Это трогает и впечатляет.
Знаете, мы постоянно в курсе значимых для России событий. С моим другом Тьерри Мариани мы трижды побывали в Сирии и первыми из французских политиков отправились в Алеппо после его освобождения сирийской армией. Совсем недавно я ездил в Донецк. Визит в Крым для меня уже шестой. Как бывший член Комитета по обороне Национального собрания, я хочу составить собственное мнение о происходящем и намерен всячески содействовать развитию франко-русской дружбы, так необходимой для мира в Европе.
- Часть стран по-прежнему не признают Крым в составе Российской Федерации. Вы сразу определили свою позицию?
- Со времен Екатерины Великой Крымский полуостров является частью России. Решение Хрущева имело смысл во времена СССР – таким образом он символически компенсировал разрушения Великой Отечественной войны на Украине. Тогда это были две союзные республики, принадлежащие одному государству. Но после 1991 года киевские власти ничего не предпринимали для развития полуострова - не было никаких инвестиций. Крымский парламент просил о возвращении в Россию задолго до 2014 года.
Россия и Украина - два братских народа. Хотя надо понимать, что история севера и юга, востока и запада Украины различна. Увы, украинский народ платит высокую цену за учение Збигнева Бжезинского (американский политолог, автор идеи управляемого конфликта между Россией и Украиной с целью блокировать развитие нашей страны, обеспечить доминирование США в Европе и т.д. – Н.П.)
- Наши страны связывают также воспоминания о Крымской войне. Память о ней отражена в географии: в Париже есть мост Альма, открытый Наполеоном III в 1856-м, два года спустя после Альминского сражения – первой большой битвы Крымской компании. Бульвар Севастополь - одна из основных улиц Нового Парижа. А название городка Малакофф напоминает о битве за Малахов курган. В свою очередь в Севастополе есть французский военный мемориал. Крымская война - неоднозначная страница истории. Что дает сохранение памяти о ней для развития отношений?
- Когда в 2007 году я был избран членом парламента, мой первый вопрос к Комитету обороны касался состояния французского военного кладбища в Севастополе. В каждый приезд я посещаю это место. Помню, мой дед напевал матросскую песню, которая дошла до нас с давних времен. Крымская война позволила после 1815 года вернуть Францию в то, что называлось «объединением народов», и, как ни парадоксально, предопределило франко-русский союз.
Также мы не забудем четыре миллиона русских солдат, павших во время Первой мировой войны. Без наступлений 1914 года на восток со стороны Ренненкампфа и в 1916 году - Брусилова Франция не одержала бы победу на Марне в 1914 году и не прошла бы «Верденскую мясорубку» в 1916-м.
1942 год тоже навсегда останется в исторической памяти. Морских пехотинцев - участников обороны Севастополя - фашисты называли «черной смертью». Многие из них погибли. Нельзя забывать эту страшную цифру: 26 миллионов советских людей отдали жизнь за победу во Второй мировой и в Великой Отечественной войнах.
Как-то мы посетили лагерь смерти, и я вспомнил, что, будучи молодым врачом, заботился о людях, которые пережили ужасы Освенцима. У всех на руке сохранился номер…
Я был в Брестской крепости в Белоруссии и думал о тех, кому мы обязаны жизнью. Более того, недавно я написал предисловие к книге о битве за Москву 1941 года. Нужно понять всем: мир драгоценен. В Сирии я видел войну и ее отвратительное лицо. Ее нельзя повторять.
Кстати, художественные произведения, например, кино, помогают задуматься об этом. Такие фильмы, как «Битва за Севастополь», вызывают очень сильные эмоции.
- Месье Дюик, есть ли у французского бизнеса интерес к Крыму? Что вам кажется наиболее перспективным в этом плане?
- В Крыму нужно развивать пять основных направлений: водоснабжение, переработку отходов, сельское хозяйство и виноградарство, инфраструктуру и туризм. Французские компании одними из первых в мире готовы к сотрудничеству. Вот почему мы боремся против санкций.
- Что вам нравится в Крыму больше всего?
- Я трижды приезжал сюда в составе делегаций, дважды был наблюдателем на выборах и один раз участвовал в Ялтинском международном экономическом форуме – в апреле снова на него приеду. Мне нравятся Ялта, Симферополь. В Севастополе я присутствовал на празднике в День флота – это было грандиозное зрелище. Впечатляют меня местные виноградники. С точки зрения ландшафта Крым напоминает Корсику. Но климат тут уникальный. Как и доброта людей.
- Вы уже попробовали крымские вина? Можете сравнить их с французскими? А что понравилось из еды?
- Сладкие белые вина похожи на Барсак или Сотерн. Есть вина, напоминающие портвейна, херес или даже китайские. Думаю, красные сухие местного производства должны быть очень хорошего качества – из-за особенностей климата они ближе к винам Корсики или Испании. Что касается блюд – я испытываю слабость к выращенным здесь помидорам и рыбке барабульке!
- Приедете отдохнуть на Черное море?
- С удовольствием. Моя семья в течение пяти веков жила на Атлантическом океане, на острове Ре. Мне нужно постоянно видеть море. Ходить на лодке, долго плавать. Я люблю солнце. Картины Айвазовского меня трогают до глубины души. Это то, что называется «рай». К тому же я еще не видел Керченский мост – это впечатляющее сооружение очень важно для развития полуострова. Так что есть много поводов сюда вернуться!