Свальный грех: мусорная реформа - есть ли она?
По результатам прошлых двух лет они поставили нашу страну на 52-е место из 180 стран - по результатам. Однако некоторые эксперты считают, что не слишком позорная позиция связана исключительно с необъятными просторами РФ. Полностью загадить самую большую державу в мире непросто. Но мы «успешно» продвигаемся по этому пути.
Ведущая телепрограммы «Орел и решка» Леся Никитюк горько рыдала в кадре: «Ужас, я не могу здесь находиться!» Нервы сдали во время посещения Ганы, а если точнее - знаменитой свалки Агбогблоши. На ней работает около 20 тыс. человек, и еще 200 тыс. связаны с примитивной переработкой технологического мусора. Тут никогда не бывает солнца, потому что повсюду едкий черный дым. Местные жители жгут комплектующие, чтобы получить в остатке медь, свинец и другие металлы, которые можно сдать перекупщикам.
Гане для того, чтобы считаться одной из самых загрязненных стран мира, понадобилось всего 15 лет - ровно столько существует свалка, на которую полмира везет электронные отходы. Что касается России, по данным Счетной палаты здесь ежегодно производится до 90 миллионов тонн мусора, который скапливается на суммарной территории в 4 миллиона гектаров. Так что «мусорную проблему» давно пора решать.
Москва помойная
Экологи утверждают, что ежегодно в России порядка 30 млн. тонн отходов вывозится не на полигоны, а куда попало. Хотя делать это с введением системы "Электронный талон" становится все сложнее. Но любителей легкий путей много. Они везут мусор на нелегальные свалки или выбрасывают его в лесу.
Москва «производит» 7,9 миллионов тонн твердых коммунальных отходов. Причем только в столице оборот по нелегальному захоронению мусора оценивается минимум в 11 миллиардов рублей в год! Между тем, подавляющее большинство полигонов либо исчерпали возможности для размещения отходов, либо близки к этому. В настоящее время мощность полигонов составляет 4,3 миллиона тонн в год, мощность 4 комплексов по переработке отходов, введенных в эксплуатацию в 2018 году - 830 тысяч тонн в год. Дефицит мощностей действующих объектов по обращению с отходами составляет 3,5 миллиона тонн в год.
В 2017 году о проблеме заявил Владимир Путин. Обратив внимание на народный протест, он приказал закрыть одну из самых больших в стране мусорных свалок - балашихинский полигон «Кучино». Чиновники вообще запретили создавать в Подмосковье новые мусорные полигоны, а старые методично закрывают. За последние несколько лет в Московской области закрыли 24 полигона. Но что делать при таком дефиците мощностей и постоянном росте вала отходов? Неудивительно, что по всей стране множатся нелегальные свалки. Надзорные ведомства в каждом регионе по мере сил борются с ними, однако инспекторов эконадзора мало, а желающих под шумок, ночью вывалить где-нибудь в карьере отходы – гораздо больше. Так что в большинстве случаев за нелегальные свалки приходится отвечать собственникам земельных участков, которые просмотрели ночной самосвал с мусором. Таков закон.
Химический СПИД
В последние годы мусорные протесты граждан всколыхнули Московскую, Ярославскую, Тульскую, Тамбовскую, Вологодскую, Архангельскую и Ленинградскую области. Где-то люди уже не в силах терпеть отвратительный запах, у кого-то пострадали дети от помоечных миазмов… Власть заявила, что решать проблемы будет с помощью заводов термического обезвреживания (ЗТО). В столичном регионе намечено построить четыре таких завода.
Но мусор не сгорает бесследно. После термического обезвреживания остаются так называемые «хвосты» - шлаки. Эти остатки нейтральны, но их тоже нужно где-то захоранивать. Кроме того, при сжигании происходят выбросы в атмосферу небезопасных веществ, среди которых есть диоксины и фураны. Правда, специалисты утверждают, что при высокотемпературном сжигании эти вещества почти полностью уничтожаются, и с каждого завода выброс диоксинов и фуранов составит не более 2 граммов в год. Приводят даже сравнение с загоревшейся свалкой, которая «выдает» в атмосферу 600 граммов диоксинов в год. Но снижения выбросов можно достичь только в том случае, если на ЗТО будут установлены мощные фильтры-поглотители, как это делается во всех развитых странах, где применяется технология термического обезвреживания.
Ученые доказали, что для безвредной концентрации диоксина температура сжигания на ЗТО должна составлять не менее 1250°С, а время их пребывания при такой температуре – не менее двух секунд. Это вполне достижимо при использовании современной технологии сжигания отходов на подвижной колосниковой решетке с применением газоочистки.
Передовая Бразилия
Единственный цивилизованный способ обращения с отходами - их переработка. Т.е. система, при которой отходы разделяются по видам, чтобы из них можно было создать новые вещи. Но в России сейчас так поступают всего с 3 - 5 процентами отходов. Это ничтожно мало. В словенской Любляне, к примеру, перерабатывается до 61 процента бытового шлака, американском Сан-Франциско - до 75, японском Камикатцу - до 80. В Швейцарии уже 10 лет назад было 30 процентов, сейчас более 50, а по некоторым позициям - до 80. В Финляндии мусор прямо из контейнеров по трубам направляется в автоматизированный цех. Даже не самая богатая Бразилия показывает чудеса рачительности, перерабатывая большую часть бумаги, пластика, металла и стекла.
Власть в России вроде бы приняла решение - идем по этому пути. С 1 января началась мусорная реформа, которая к 2020 году охватит всю страну. Старые полигоны планируют преобразовать в технологические объекты, не вредящие окружающей среде. Свалки у многоквартирных домов должны убрать, места очистить и засадить деревьями. Инициаторы мусорной реформы намерены довести уровень переработки до 60 процентов в 2024 году и до 95 - в 2030-м. Для этого должно быть построено 130 специальных комплексов. Обещалось, что за сортировку мусора тарифы на его вывоз будут снижены.
Деньги на ветер
Люди уже стали получать счета за вывоз мусора, как за услуги ЖКХ. Но многие отказываются платить, и их можно понять. За что?! Конкретный пример: в Канашево Красноармейского района по плану должны были установить 63 контейнера. Но поставили лишь один. Пожилые граждане не хотят таскаться к нему через весь поселок. Да и при чем тут сортировка? Ведь мусор эти деятели по-прежнему сжигают в печи либо выбрасывают в компостную яму. А то и просто вывозят на сельскую свалку. Но на их ли совести этот «свальный» грех, если пока не создано нормальных условий?
До конца 2018 года владельцы городских квартир платили за вывоз бытовых отходов 70 - 80 руб. в месяц. С 1 января среднее значение выросло до 150 руб. на человека, зарегистрированного в квартире, услуга стала вписываться в отдельную строку. И станет еще дороже, поскольку комплексы по переработке на 70 процентов должно оплачивать население.
В каждом регионе по конкурсу должны выбрать региональных операторов, которые будут заключать договоры на вывоз мусора с предприятиями и населением, а с предприятиями «мусорной отрасли» - на переработку и захоронение. Против нововведения уже протестуют 25 регионов страны, в том числе Москва. Население недовольно увеличением расценок за вывоз мусора в городах и запретом самостоятельно распоряжаться отходами на селе. Если в богатой Германии студентам предлагают деньги за помощь в сортировке, а в бедной Бразилии кормят бездомных за участие в экологической программе, наше государство пока только забирает, взамен не давая ничего. Многие платят уже с января, но толком никаких перерабатывающих центров нет и в помине. Курьезный случай: в столичном дворе дома повышенной комфортности установили раздельные контейнеры. Сознательные жители начали аккуратно раскладывать свои отходы по разным ячейкам. «Как в Европе!» - радовались они. И так было, пока они не увидели, как таджикские рабочие весь рассортированный мусор скопом грузят в один самосвал. Вот вам и реформа!
Кстати
- Ежегодно россияне выбрасывают 70 млн. тонн бытового мусора. Это в 10 раз больше веса пирамиды Хеопса (6,2 млн. тонн). Если не решить проблему мусора в России, наши отходы превратятся в восьмое чудо света.
- Каждый из нас отправляет на свалку 400 - 500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны.
Во что перерабатываем
- 400 винных бутылок - 1 комплект стекловаты для изоляции загородного дома.
- 400 алюминиевых банок - 1 детский велосипед.
- 25 пластиковых бутылок - 1 флисовая куртка.
- 1 кг газет - 10 рулонов туалетной бумаги.
- 1 автомобильная шина - 1 кв. метр покрытия детской площадки.
Редакция «Экспресс газеты» будет регулярно рассказывать о ходе «мусорной реформы». Когда ее результаты будут очевидны.