Почему крафтовое пиво выживают с рынка

На кинофестивале в Анапе актер Юрий Беляев налегал на продукцию местной компании, которую набрал на халяву. Фото Бориса Кудрявова

На полках магазинов представлен сплошной суррогат

С 2021 г. в России собираются запретить выпуск пива, которое производится частными пивоварнями мелкими партиями по собственным рецептам. Таковы требования нового регламента Евразийского экономического союза о безопасности алкогольной продукции, где указано, что пивом считается напиток со строго определенным соотношением солода, крахмало- и сахаросодержащих ингредиентов.

Поскольку разработать единый стандарт на крафтовое пиво невозможно, ведь оно создается по разным рецептам, большая его часть будет считаться контрафактом. А значит, вместо него на полках магазинов останется лишь смесь из спирта и газировки, которую часто бодяжат крупные производители. Неужели нам действительно придется с этим столкнуться? Объясняет гендиректор некоммерческого партнерства «ИВМ Консалтинг Групп», академик РАЕН, член Комиссии по услугам в области аудита, внутреннего контроля и финансово-управленческого консультирования Виктор Солнцев:

- Это вполне реально. И происходит потому, что частные пивоварни отвоевывают у крупных компаний очень приличный кусок рынка и создают конкуренцию. Монополисты работают под всемирно известными марками, которые как бы гарантируют качество и соответствие стандартам, к тому же платят большие налоги, но на самом деле выпускаемую в России продукцию и пивом-то назвать нельзя. Это пивной напиток, созданный из концентрата путем газации.

Я не берусь утверждать, что 100 процентов частников работают честно, но, сопоставляя их пиво с газированной «водичкой», сделанной под маркой крупнейших мировых брендов, потребитель часто делает выбор в пользу «доморощенных» напитков. Монополисты реагируют на это очень болезненно и всеми силами пытаются убрать конкурента - даже притом что он занимает пока не более 5 процентов рынка.

Крупные компании и без того несут убытки из-за падения темпов роста алкогольного рынка, который отмечается во всем мире. Для них это означает, что топ-менеджеры не дождутся солидных премий, а структуры, лоббирующие интересы компаний на местах, не получат на это деньги.

Да, монополисты платят налоги, за что их и любят, причем эти отчисления подчас больше тех, что делают нефтяники, что, к слову, для меня тоже бредовая ситуация. Но это не дает им право впаривать покупателю суррогат. Плюс рекламные контракты - прежде всего на телевидении. Если объем «пивной» рекламы сократится, будут приложены все усилия, чтобы вернуть ее заказчиков обратно. По существу, происходит картельный сговор против малых предпринимателей, которые стали уже заметны на рынке.

Малый бизнес в очередной раз окажется под угрозой. «Неожиданно» начнут возмущаться жители, в домах которых находятся магазины, торгущие крафтовым пивом, продавцам станут устраивать провокации. В сетевые супермаркеты частников не пустят - там могут торговать только свои. Они останутся без работы, а мы, потребители, - без качественного продукта.


Пива нет