История Коммунарки: почему поселок стал приютом для больных коронавирусом
Шпага маршала
«Что за человек! Что за солдат! Что за сорвиголова!» — восхищался Наполеон своим преданным солдатом, маршалом Мишелем Неем. Родившийся в Зарлуи, французском анклаве в Германии, он проложил себе парадный путь в Париж, был награжден титулом «князь Москворецкий» за Бородино, отступал по тонкому льду Днепра, руководя армией железной рукой, и где-то в одном из домов сельца Фитарево (исконное название Коммунарки) забыл свою шпагу.
«Смотрите, как умирает маршал Франции!» — кричал Ней, поднимая войска в последнюю атаку в битве при Ватерлоо. «Стреляйте прямо в сердце!» — приказал он, командуя собственным расстрелом в 1815 году.
По легенде тот, кто найдет шпагу маршала Нея, получит дворянский титул, несметные сокровища маршала, а главное — станет таким же храбрым, каким был ее хозяин.
Земля молока
Свое настоящее имя Коммунарка получила в 1925 году, когда по распоряжению Феликса Эдмундовича Дзержинского здесь основали небольшое подсобное хозяйство. Четыре года спустя началось строительство совхоза. На страницах путеводителя по Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ныне ВДНХ) за 1940 год есть фотография коммунарских буренок. «Совхоз "Коммунарка" дает стране 15 000 килограммов молока ежедневно. […] Лучшие коровы совхоза "Коммунарка" дают до 8 000 килограммов, а одна рекордистка — 11 000 килограммов молока в год», — писал журнал «Огонек» в 1937 году.
И земля крови
Увы, не только реляциями о молочных победах прославилась «Коммунарка». На каждые «15 000 килограммов молока ежедневно» в здешней земле лежат 10 000 жертв сталинских репрессий. Всего исследователи оценивают количество убитых здесь в 32 000. Спецобъект НКВД СССР — дачу наркома Генриха Ягоды — обустроили на территории бывшей усадьбы Хорошавка. Построили новый дом. А для документов взяли наименование соседней Коммунарки. Арестованного 28 марта 1937 года своими же коллегами Ягоду обвинили в антигосударственных и уголовных преступлениях. Его палач и преемник Николай Ежов постановит:
«Дачу Ягоды чекистам».
Злая ирония судьбы — бывший нарком был расстрелян на собственной даче. Ежов ненадолго пережил своего бывшего начальника. На суде он заявил: «Я почистил 14 000 чекистов, но огромная моя вина заключается в том, что я мало их почистил». Второго сентября 1937 года в «Коммунарке» заработала фабрика смерти — расстрельный полигон. Он исправно поставлял стране ежедневно десятки и сотни трупов. Среди невинно уничтоженных здесь Сергей Эфрон — муж Марины Цветаевой. Писатель Борис Пильняк. Наркомы Николай Бухарин и Алексей Рыков тоже истлели в этой земле. Здесь расстреляны финские политики и, в полном составе, правительство Монголии. Здесь лежат и те, кто сам при жизни преуспел в массовых казнях. Например, Бела Кун, утопивший в крови Крым.
Сражение за жизни
Весь 2019 год больница в Коммунарке звучала в новостях в связи с неприятной историей. Сюда, в без сомнения современную и хорошо оснащенную больницу, собираются перенести все стационарные отделения и онкологию ГКБ № 40 из Северо-Восточного административного округа Москвы. Муниципальные депутаты и обеспокоенные жители устраивали пикеты и митинги, ходили на встречи с чиновниками, но только эпидемия смогла притормозить этот процесс. Власти города успокаивают тем, что больница в Коммунарке оборудована по последнему слову техники, вот только расстояние до новой больницы теперь составляет 47 км и более часа езды даже по свободным от пробок дорогам!
«Коронованный» поселок
Однако сегодня главные новости из Коммунарки связаны с борьбой врачей, за жизни пациентов, заразившихся вирусом Covid-19. День и ночь они ответственно и профессионально выполняют свою работу. Главврач Денис Проценко превратился в новую медиазвезду и ежедневно отвечает на актуальные вопросы о коронавирусе. А мы радуемся каждой простой новости о выздоровевших пациентах.