В онлайн уходит детство: дистанционное обучение убьет не только образование

Нельзя ничему научиться, сидя в домике
Нельзя ничему научиться, сидя в домике. Фото Марии Ленц/«Комсомольская правда»
Оно основательно подорвет здоровье ребенка

Министр просвещения Сергей Кравцов заверил: новый учебный год начнется в обычном формате. Зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев также назвал фейком информацию о том, что с сентября российские школы перейдут на дистанционное обучение. Но обещаниям чиновников веры мало. Среди родителей упорно курсируют слухи, что дети отходят в школы три недели, а потом всех снова распустят по домам аж до февраля. Называют даже точное число объявления второй волны коронавируса - 21 сентября.

Опасаясь такого сценария, родители и учителя запустили несколько петиций на Change.org, где просят не допустить законодательного утверждения дистанционного образования в России  - оставить детям возможность учиться за партой, а не за кухонным столом.

О вреде удаленки предельно ясно выразился известный врач и телеведущий Александр Мясников. Он уверен: никакое дистанционное обучение не заменит очное:

- И так уровень образования упал ниже критической отметки, мы все это видим.

Впрочем, у онлайн-образования так много лоббистов на самом верху, что есть все шансы снова столкнуться с ним и без нового карантина. Например, программы дистанционного образования успешно продвигают Герман Греф и правительственное Агентство стратегических инициатив, где Герман Оскарович числится членом наблюдательного совета. Заседающая там кучка молодых либералов-хипстеров хочет отменить все экзамены, заменить уроки компьютерными играми, а знания закачивать и выкачивать из ребенка с помощью вживленного в мозг чипа.

- Если государство все же обяжет переходить на такую систему обучения, то в первую очередь пострадает само государство. Потому что долго это никто не выдержит. Ни родители, ни учителя, ни дети, - уверен сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховецкий. - Я не видел ни одного человека, кто говорил бы, что переход на дистанционное обучение - это хорошо. Дистанционное обучение попросту ничему не учит. Важно не то, какие оценки ставятся, а то, что отсутствует понимание того, чему учится ребенок. За этим попросту невозможно уследить.

Фото: Соцсети

Многие родители открыто выражают недовольство. Помимо того, что многие сами до сих пор работают удаленно, не у всех есть несколько компьютеров, чтобы хватало еще и на ребенка. А если детей двое или трое? И как в одной комнате со спящей бабушкой усваивать программу третьекласснику и восьмикласснику?

Вот что пишет в своей социальной сети Раушан Валиуллин, учитель школы № 24 из Набережных Челнов:

- Проводить уроки велено не покидая дома. У меня трое маленьких детей - 10 лет, 5 лет и 2 года. В доме круглые сутки шум, гам, визг, смех и слезы. Представить не могу, как проводить дистанционные уроки в таких условиях. Кроме этого, высокоскоростной Интернет школа мне не предоставляет и не оплачивает. Вместе с этим, как родитель, видимо, я должен проконтролировать дистанционное обучение своего старшего ребенка - третьеклассника. Словом, государство решило переложить на плечи педагогов и родителей свою обязанность по обеспечению доступного бесплатного образования.

Для минимального успеха в дистанционном образовании у каждого ребенка должны быть отдельная комната и компьютер с высокоскоростным Интернетом. Но это же нереально! По данным Росстата за 2018 год, почти 23 процента российских детей жили в семье с доходами ниже прожиточного минимума. Эксперты уверены, что в 2020 году ситуация ухудшилась и семей, где денег хватает только на еду, уже под 30 процентов. О каких цифровых технологиях идет речь, когда такие ребятишки ходят в школу, чтобы просто бесплатно там позавтракать.

Фото: Соцсети

Да и у тех, у кого есть возможность получить знания, не так все просто.

- На этих занятиях только к половине урока выяснялось, кто пришел, кто не пришел. Кто-то приходил к началу урока, кто-то через пять или десять минут. Приходят, подключаются, учитель их отмечает. Потом проверяет домашнее задание: «Иванов, ты мне вот это не сдал», «Петров, у  тебя вот такой долг». Затем учитель дает задание и опять спрашивает про долги. Я считаю, это не урок. Домашние задания задают: один вопрос и несколько вариантов ответов. Математику я с ним решала, английский делали с помощью голосового помощника «Алиса». То есть это не учеба. Дети отвлекаются, пока учитель им что-то говорит, ребенок может сидеть в телефоне, потому что учительница не видит, чем он занимается, - описала процесс родительница, после того как лично увидела онлайн-урок сына.

Часть пап и мам вообще остались без работы и вынуждены проводить все время с детьми, которым теперь как собакам кость собираются кидать по Интернету знания, мол, разбирайтесь сами. А с чем разберется ребенок? Естественно, он пойдет к родителю, которого подобный разбор полетов вкупе с другими бытовыми проблемами уже через неделю сведет с ума. И что уж скрывать - хоть надлежащие законы и принимаются, само домашнее насилие никуда не девается. А уж в бесконечных четырех стенах ситуация может только накалить и без того высокий градус всеобщего напряжения.


Step by step, пока от монитора не ослеп

Переход на дистанционное образование - это прежде всего многие часы за компьютером. Дети и так постоянно смотрят на экраны смартфонов или телевизоров, а при онлайн-обучении начнут проводить у монитора вообще весь световой день. Итог: ранняя слепота, нарушение осанки и ишемия шейного отдела позвоночника. Ведь в домашних условиях невозможно контролировать у младшеклассников правильное положение тела. Сиди ровно, спину держи прямо, не сутулься.

- Переход на онлайн-обучение требует большей нагрузки на зрительный аппарат. Условия же у всех разные: может не соблюдаться освещенность в помещении, яркость экрана монитора не соответствовать рекомендованной. Нарушаются условия работы для зрительного анализатора, - объясняет последствия школьной цифровизации врач-офтальмолог высшей категории, д-р мед. наук Татьяна Шилова. - Когда мы работаем за монитором, мы редко моргаем. У детей возникает вторичный синдром сухого глаза. Уменьшение двигательной нагрузки и солнечного освещения приводит к прогрессированию близорукости. Но самое важное - длительность нахождения за компьютером станет намного больше. И у нас есть для каждого возраста свои допустимые показатели работы за монитором. И чем младше ребенок, тем меньше времени ему можно находиться у компьютера, потому что требуется больше нагрузки на аккомодационный аппарат, отвечающий за способность видеть вдаль и вблизи. Этот фактор очень важный. И по-хорошему, ограничения надо соблюдать. Можно сказать, что на сегодняшний день мы говорим о пандемии близорукости. 80 процентов детей, которые сейчас оканчивают школу, в старших классах имеют проблемы со зрением. А что будет при дистанционном обучении? Слепые котята уже в начальной школе?

Законопослушные немецкие бюргеры бастуют против обязательного ношения медицинских повязок в общественных местах
Законопослушные немецкие бюргеры бастуют против обязательного ношения медицинских повязок в общественных местах. Фото: Getty Images

Последний звонок

Дистанционное обучение в школах, может быть, и не введут. Но идут разговоры о том, что школьников обяжут носить на уроках защитные маски, как это уже сделали в Берлине.

В столице Германии около 20 тыс. человек прошли маршем против введения ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса. В числе требований - отмена ношения масок в школе, поскольку это вредит детскому здоровью, но не факт, что гарантирует защиту от COVID-19.

Исследователи обнаружили, что примерно у трети людей, пользующихся масками, возникали головные боли из-за снижения уровня кислорода в крови - гипоксии и повышения в крови уровня углекислого газа - гиперкапнии. Также было установлено, что ношение маски в течение нескольких часов может снизить оксигенацию крови на 20 процентов, что чревато потерей сознания. Несложно представить, как ежедневное ношение маски в течение шести школьных часов отразится на ребенке. Их задыхающийся мозг будет в принципе не в силах усваивать информацию. Кроме того, известно, что кислородное голодание напрямую связано с падением иммунитета, и это еще один аргумент против намордника.

А если вспомнить, что каждый второй подросток, живущий в большом городе, аллергик и что у каждого пятого проблема с легкими - как дышать им?

Естественно, страдать будут не только дети, но и учителя, особенно возрастные. Как им вести урок сквозь респиратор? Кто вообще разберет их речь? Дефицит кислорода способствует развитию атеросклероза и, следовательно, усугубляет все сердечно-сосудистые и цереброваскулярные заболевания. Значит, инсульты и инфаркты будут настигать педагогов прямо на уроках.

Хочется надеяться, что больше мы такого выпускного не увидим
Хочется надеяться, что больше мы такого выпускного не увидим. Фото: © РИА «Новости»

До детей вакцину протестируют на неполовозрелых мышах

Глава Национального исследовательского центра имени Гамалеи профессор Александр Гинцбург поведал новость, от которой у многих родителей кровь застыла в жилах. Оказывается, на январь - февраль 2021 года запланировано тестирование российской вакцины от коронавируса на детях.

По словам ученого, ранее институт никогда не проводил исследования на несовершеннолетних. Это понятно - в Советском Союзе расстреляли бы за одну подобную мысль. Но сейчас другие времена, и в центре совместно с педиатрами готовят пакет разрешительных документов для Минздрава. Начальник Института трансляционной медицины и биотехнологий Сеченовского университета Вадим Тарасов заверил, что перед введением препарата детям его проверят на неполовозрелых животных. То есть что не вредит подопытному крысенку, то поможет и ребенку.


Вирусологи: «Надо идти в школу. Хватит!»

Если говорить о второй волне заболеваемости, то ее возможное появление в сентябре прогнозируют исключительно чиновники. У вирусологов мнение иное.

- Почему-то сейчас везде идет обсуждение, что вторая волна будет именно в сентябре, хотя у нас еще не прошла первая волна. Не знаю, откуда они берут информацию, - говорит  профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Анатолий Альштейн. -  Дальше вирус, скорее всего, будет изменяться и, я думаю, станет более слабым.

С коллегой согласен профессор кафедры «Вирусология» Института имени Белозерского Алексей Аграновский:

- Я думаю, что детям надо учиться очно в школах. Потому что они наименее подвержены этому заболеванию. Заочное обучение близко не соотносится с нормальным обучением, к которому мы привыкли. Нельзя учить никого дистанционно, только в классе. Дети должны общаться со сверстниками. Если бы была какая-то страшная болячка с высокой смертностью, тогда сидеть дома. А когда такая болячка, которая на детей меньше влияет, надо идти в школу. Хватит!

Анекдот в тему

Мои дети учатся дома. Прошу администрацию школы срочно сдать деньги на шторы и ремонт мебели.






Худший кошмар родителей: школы массово отправляют детей на удаленку
Российским преподавателям начнут бесплатно выдавать компьютеры для работы