Турки хотят распоряжаться проходом в Черное море

Военные корабли - постоянные гости в Босфорском проливе
Военные корабли — постоянные гости в Босфорском проливе. Фото: Legion-media.ru
Власти Турции планируют построить канал «Стамбул», который соединит Черное и Мраморное моря

Он будет дублером Босфорского пролива. Его сделают 45 км длиной, 300 м шириной и 20 м глубиной. Строительство продлится семь лет, а его стоимость оценивается в $10 млрд. Масштабный проект должны были начать уже в этом году, но пандемия коронавируса сдвинула сроки.

Инициаторы проекта уверены, что Турции он жизненно необходим. Во-первых, экология Босфора очень сильно страдает, ведь по нему проходят 50 тыс. судов в год. Во-вторых, на канале «Стамбул» Анкара сможет зарабатывать до $8 млрд в год. Но есть проблемы политического характера.

Сейчас движение по Босфору регулируется конвенцией Монтрё 1936 года. По ней в Черное море не могут заходить военные корабли нечерноморских стран, чей тоннаж превышает 30 тыс. т. А меньшие не могут находиться в регионе больше 21 дня. Например, во время конфликта в Южной Осетии в 2008 году американцы хотели отправить к грузинским берегам военный корабль водоизмещением 68 тыс. т. Но Анкара сообщила Вашингтону, что это нарушает конвенцию Монтрё, и ВМС США пришлось отправить меньшее судно.
Реджеп Эрдоган считает, что запланированный объект полностью выходит за рамки применения всех прошлых договоренностей.
— Монтрё касается только Босфорского пролива. А «Стамбул» — это наш проект, — подчеркнул президент Турции.

То есть Анкара будет распоряжаться каналом по своему усмотрению. А в Черное море на любой срок смогут заходить самые мощные корабли НАТО. Это может привести к изменению военно-политического баланса в регионе и спровоцировать конфликты.






Жаба давит: какие лягушки вызывают галлюцинации и дерутся, как супергерои
Игорь Бутман: «Если Бог больше не даст детей — продам дом»