Моряки-подводники 39 лет добиваются справедливости: «Восстановить честное имя командира — наш долг»

В Москве на храме Николая Чудотворца на Садовнической улице открыли памятную мемориальную доску командиру БЧ-№ ПЛ С-178 Алексею Соколову
В Москве на храме Николая Чудотворца на Садовнической улице открыли памятную мемориальную доску командиру БЧ-3 ПЛ С-178 Алексею Соколову. Фото Руслана Вороного
Ветераны ВМФ Черноморского флота просят Президента РФ наградить погибших товарищей

21 октября 1981 года в заливе Петра Великого на глубине 34 метров затонула боевая подводная лодка C-178. Причиной катастрофы стало нарушение инструкций оперативными службами Тихоокеанского флота (ТОФ) и порта Владивосток. В результате теплоход «Реф-13», который занял запрещенный полигон и в ночное время шел без ходовых огней, протаранил подлодку. 32 члена экипажа С-178 погибли. Однако за нарушение правил мореплавания военный суд Тихоокеанского флота осудил командира ПЛ капитана 3-го ранга Валерия Маранго на 10 лет тюремного заключения.

Трагические события развивались так. 21 октября 1981 года оперативные службы Тихоокеанского флота и старший диспетчер Владивостокского порта дали разрешение на съемку с якоря и выход в море судну «РЕФ-13». В то же время, нарушая правила действующих документов, эти же службы разрешили вход в базу ПЛ С-178. На момент трагедии Владивосток имел статус запретной пограничной зоны, и вход-выход в порт судов, кораблей, плавсредств любых ведомств СССР разрешался только оперативными службами ТОФ. Командование Тихоокеанского флота отвечало и за режим плавания на подходах к главной базе.

Однако в день, когда случилась авария, оперативная и диспетчерская служба не контролировали режим судоходства в зоне своей ответственности. На судне «РЕФ-13» после съемки с якоря «забыли» включить ходовые огни — команда праздновала день рождения старпома Виталия Курдюкова. В нарушение правил судоходства «Реф-13» изменило курс и вошло в район, закрытый для плавания гражданских судов, где и протаранило ПЛ С-178. И все это на виду у оперативных служб ТОФ.

Командир ПЛ из-за внезапного появления судна, идущего в ночное время без ходовых огней, не смог предотвратить столкновение. Эти обстоятельства возникли вследствие действий капитана «Реф-13», его старшего помощника, диспетчерской службы порта и оперативных служб флота, однако они ушли от ответственности за происшествие. Но если бы не возникшие по их вине нарушения в отношении организации судоходства в проливе Босфор Восточный и в прибрежных морских районах, трагедия не произошла бы даже при допущенных командиром С-178 ошибках в управлении ПЛ при плавании в море.

Позже в ходе расследования будет установлено: вахтенные «Реф-13» видели огни встречного судна, но управляющий теплоходом старпом Курдюков не дал команды скорректировать курс. Как мы уже знаем, в тот момент он отмечал день рождения и был сильно пьян.

Вахта подводной лодки С-178 заметила силуэт «Реф-13» на фоне острова Русский за считанные секунды до столкновения. Командир Валерий Маранго успел отдать приказ «Право на борт! Сигнальщику осветить встречное судно» — и вместе с офицерами и матросами, стоявшими на мостике, оказался за бортом. Его и часть других моряков с С-178 успели поднять на борт «Реф-13». А часть оказалась заточенной в подводной ловушке.

Спасательная операция по выходу моряков из ПЛ продолжалась 21-23 октября, однако участвовавшие в ней судна оказались недостаточно подготовлены для оперативных действий. Подводникам пришлось провести трое суток в полузатопленных отсеках, температура воды в которых упала до восьми градусов. Последним с С-178 вышел старпом Сергей Кубынин — вместе с механиком Валерием Зыбиным они взяли на себя командование экипажем и сделали все, чтобы поддержать моряков в тяжелейших условиях, помочь им выбраться наверх.

О событиях 1981 года Сергей Михайлович Кубынин рассказывал «Экспресс газете» чуть больше месяца назад, незадолго до трагической даты 21 октября. После публикации материала мы вместе побывали на открытии мемориальной доски старшему лейтенанту Алексею Соколову в Москве. В тот же день, 21 октября, в белорусской деревне Хидры под Брестом состоялось открытие мемориальной доски, посвященной памяти курсанта Александра Лисковича, проходившего практику на подводной лодке.

Военный суд ТОФ приговорил командира С-178 Маранго и старпома судна «Реф-13» Курдюкова к 10 и 15 годам заключения соответственно. Сведения о катастрофе оставались засекреченными в течение 25 лет. Ежегодно 21 октября ветераны-подводники ТОФ собираются вместе у мемориала ПЛ С-178, чтобы почтить память погибших друзей. И все эти годы задачей моряков было восстановление доброго имени командира Валерия Маранго.

Вернуть доверие к судебной власти

С просьбой о назначении дополнительного судебного разбирательства по факту столкновения С-178 и «Реф-13» ветераны-подводники написали на прямую линию с президентом России Владимиром Путиным, которая пройдет в этом году 17 декабря. В обращении, под которым стоят несколько десятков подписей, отмечается: в деле о гибели подлодки Валерий Маранго был назначен «стрелочником» — по принципу «за все отвечает командир». От имени и по поручению ветеранов ВМФ Черноморского флота письмо составил капитан 2-го ранга в отставке, член Союза писателей России Владимир Стефановский. Под обращением — несколько десятков подписей.

— Увы, следствие не дало должной оценки грубейшим нарушениям Правил рейдовой службы, допущенным оперативной службой ТОФ и порта Владивосток… Решение суда необъективно и безнравственно. Многократные обращения в судебные и надзорные органы о назначении дополнительного судебного разбирательства по факту гибели ПЛ С-178 и наказании виновных не нашли понимания, — отмечают моряки и просят президента РФ дать рекомендации судебным и надзорным органам о назначении дополнительного объективного расследования. Это важно, чтобы установить подлинных виновников катастрофы и вернуть доверие к судебной власти.

— Пересмотр дела станет данью памяти погибшим, их родным и близким, — подчеркивают авторы письма и призывают положительно рассмотреть вопрос о награждении погибших подводников С-178 государственными наградами.






Моряки-подводники 39 лет добиваются справедливости: «Восстановить честное имя командира — наш долг»
Подводники почтили память боевых товарищей, погибших в катастрофе 1981 года