Как заставить магазин вернуть деньги за смартфон

Фото: REUTERS
Вернуть деньги за разонравившийся или бракованный гаджет в России — настоящая проблема. Но любого продавца можно поставить на место, если хорошо знать законы.

Во вторник мы писали о том, что фанаты Apple массово сдают iPhone X обратно в магазины. Однако в России сдать смартфон и получить назад свои деньги крайне непросто — обычно продавцы в магазинах электроники хорошо натренированы на то, чтобы вежливо отшивать недовольных покупателей. Специально для таких случаев мы составили инструкцию о том, как избавиться от нежеланного гаджета.

Технически сложный товар

Многие покупатели уверены, что если товар по каким-либо причинам не подойдет им, они легко могут вернуть его в магазин в течение 14 дней. Так действительно можно сделать с одеждой, обувью и многими другими товарами, но вот к смартфонам, планшетам и любым другим электронным устройствам это не относится. Наряду с лекарствами и ювелирными украшениями сложные технические устройства не могут быть возвращены без объективной причины — в этом вопросе закон принимает сторону продавца.

Руководствуясь этим пунктом, оператор салона сотовой связи попробует отшить вас. Однако это не повод опустить руки и уйти домой, поскольку большинство крупных сетевых ритейлеров прописывают в инструкциях для продавцов, что они по собственному усмотрению могут принять смартфон назад и вернуть деньги покупателю. Таким образом крупные компании заботятся о своей репутации, не желая портить отношения с покупателями. Однако мелкие продавцы в возврате денег не заинтересованы, ведь от выручки салона зависит их зарплата.

Фото: ИВАН ПРОХОРОВ / Комсомольская правда

Так что проявите настойчивость и требуйте вернуть деньги, можно даже пригрозить разгромным отзывом в интернете. Если рядовой продавец упорствует, зовите менеджера и предъявляйте претензии к нему. Обычно менеджер куда сговорчивее, чем рядовой продавец, поскольку в том случае, если жалобы дойдут до начальства, проблемы будет иметь как раз он.

Если смартфон вы покупали не в салоне, а в интернет-магазине, то на слова о том, что «сложные технические устройства не подлежат возврату», можно вообще не обращать никакого внимания. Для дистанционной торговли действуют совершенно другие законы, по которым гаджет можно вернуть продавцу без всякой причины, правда, только в течение 7 дней.

За все отдувается магазин

Допустим, вам не просто разонравился купленный гаджет, а у него и правда есть дефекты. В таком случае возврат денег обычно превращается в настоящий квест, ведь чтобы убедиться в том, что поломка произошла не по вине покупателя, должна быть проведена экспертиза. Нет, есть и такие сети, которые готовы вернуть деньги без проверок, но их можно пересчитать по пальцам.

В таком случае покупатель чаще всего слышит: «Все претензии не к магазину — обращайтесь в гарантийный центр». Это еще один распространенный способ продавцов отшить вас. Однако в этом случае на вашей стороне закон «О защите прав потребителей», согласно которому покупатель сам вправе выбирать, к кому обращаться с бракованным товаром — к изготовителю устройства или же магазину, в котором он его приобретал.

Так что ни в какой сервисный центр вы идти не должны — достаточно оформить письменную претензию к магазину. В претензии не забудьте указать, чего именно вы добиваетесь — замены устройства или возврата денег. Если забудете, то сотрудники магазина решат это за вас.

Наличие письменной претензии хорошо еще и тем, что оно заставит магазин соблюдать сроки — 10 дней на возврат денег и 7 дней на замену телефона (или до 20 дней при необходимости проверки качества). Частенько этот процесс затягивается, но в случае наличия письменной претензии с датой ее подачи магазин обязан будет еще и выплачивать вам неустойку за каждый день простоя.

Возврат после двух недель

Если раньше в течение всего года гарантии при наличие проблем вы могли вернуть деньги за свой телефон, то в 2011 году законодатели лишили россиян такой возможности. Слишком распространенной стала тема, когда предприимчивые граждане специально ломали устройство под конец гарантийного срока и получали обратно свои деньги. Лазейку решено было закрыть, но одна возможность вернуть деньги за смартфон после двух недель пользования все еще осталась.

Деньги вам вернут только если у смартфона обнаружат существенный недостаток. Под этим словосочетанием понимаются случаи, когда недостаток невозможно устранить, он снова появляется после ремонта или же стоимость ремонта несоразмерна со стоимостью товара. Скорее всего, именно к таким существенным недостаткам относятся и проблемы с дисплеем iPhone X, о которых мы писали вчера. Так что если новый флагман Apple не пришелся вам по душе — теперь вы знаете, что делать.

Вам может быть интересно: