Вышли из сети: почему россиян лишают безлимитного интернета

Операторы мобильной связи отказываются от тарифов с неограниченным трафиком

Российские сотовые операторы один за другим отказываются от тарифных планов с пакетами безлимитного интернета. Пытаемся разобраться, за что же россиян лишают неограниченного трафика.

Компания «Мегафон» объявила о том, что прекращает предлагать клиентам услугу «безлимитный интернет». Пользователи, подключившие тариф до февраля, продолжат пользоваться возможностями своего пакета услуг, а вот новые клиенты будут вынуждены оплачивать мобильный интернет в соответствии с объемом использованного трафика.

Причину отмены тарифа «Мегафон» объяснил недовольным клиентам в своем официальном «твиттере»: «Незначительное количество новых подключений, что в масштабах федерального оператора по сути означает полное отсутствие интереса».

Однако верится в это объяснение с трудом. Особенно после речи гендиректора «Вымпелкома» («Билайн») Шелля Мортена Йонсена, который в декабре прошлого года на пресс-конференции заявил журналистам, что безлимитные тарифы — это путь в никуда, и с 2017 года компания начнет переходить на новый метод ценообразования, привязанный к мобильной передаче данных.

С 25 января перешел на новую систему тарификации и еще один сотовый оператор — Yota.  Пакеты услуг компании стоят от 250 до 2500 , при этом в них входит от 5 до 30 Гб интернет-трафика. Если пользователь исчерпает весь трафик менее чем за месяц, то ему будет предложено докупить каждые последующие 5 Гб за 100 рублей. 

Таким образом, из всех крупнейших мобильных операторов об отмене безлимитных пакетов ничего не говорили пока только МТС и Tele2.

Чем плох безлимит

Объемы потребления мобильного интернета ежегодно растут, чего не скажешь об объемах всех остальных услуг мобильных операторов. Никто уже давно не пользуется sms-сообщениями, «смски» давно уже вытеснены гораздо более удобными для общения мессенджерами. И даже телефонные звонки, которые всегда составляли основную часть дохода мобильных операторов, в настоящее время отходят на второй план. Сделать звонок теперь можно через WhatsApp или Skype совершенно бесплатно, и нужен для этого опять же лишь интернет.

Таким образом, мобильный интернет остается для операторов единственным способом заработать, и предоставляя клиентам безлимитный трафик, они по сути устанавливают максимальную планку своих доходов, больше которой им не заработать. Таким образом, безлимитные тарифы негативно сказываются на росте рынка. В прошлом году доходы всех представителей так называемой «большой тройки» мобильных операторов заметно снизились, так что удивляться отмене неограниченного трафика не стоит.

К тому же новая система формирования цен придется по вкусу тем, кто больше говорит, чем сидит в интернете — теперь справедливость восторжествует, и они не будут переплачивать за ненужный им трафик.

А как на Западе?

Тем, кто все еще негодует по поводу того, как плохо поступают «Мегафон» и «Билайн», стараясь нажиться на бедных клиентах, стоит взглянуть на западные страны, в которых ситуация с мобильной связью совершенно иная. Если среднестатистический житель России тратит на мобильную связь и интернет 300-600 рублей в месяц, что составляет не больше 1-2% от его доходов, то в США, например, на те же нужны уходит от 50 до 100 долларов, что в переводе на наши деньги — от 3 до 6 тысяч рублей. 

При этом такого понятия, как безлимит, в Америке вообще не существует. Крупнейшие операторы США Verizon и T-Mobile имеют тарифы с пометкой «unlimited», но все они имеют верхнюю границу — у  Verizon это 18 Гб за 100 долларов в месяц, а у T-Mobile — 10 Гб высокоскоростного интернета 4G/LTE за 60 долларов. После того, как предоставленный трафик будет израсходован, у вас останется интернет, но работать он будет на скорости сети 2G, то есть в несколько раз медленнее.

В Европе понятия безлимитного интернета тоже не существует, а 1 Гб трафика обходится в среднем в 10 евро — около 630 рублей. Таким образом, стоимость услуг мобильных операторов на Западе примерно в 10 раз превышает российские ценники. Остается надеяться, что пересмотр тарифной политики не приблизит нас к Европе и США.