DRIVE

Как на самом деле расшифровывается название ВАЗ-2121 «Нива»

40 лет назад в СССР был выпущен первый серийный ВАЗ-2121 «Нива». Машине «для села» суждено было стать первым кроссовером в мире и единственным советским автомобилем, внесшим неоценимый вклад в развитие международного автопрома. Мы собрали самые интересные факты из биографии «именинницы».

1. Еще в начале 70-х по распоряжению председателя Совмина СССР Алексея Косыгина конструкторы стали модифицировать «Жигули» для езды по бездорожью. Изначально планировалось кое-что изменить, но в процессе было решено сделать принципиально новую машину. «Нива» появилась за три года до выхода первой полноприводной  Audi. Появление первого по сути кроссовера стало новым этапом в мировом развитии джипов.

2. Работа над созданием народного автомобиля продолжалась в течение семи лет. Первый неказистый экземпляр 1972 года назвали «Крокодилом», но убедились в перспективности новой конструкции.

Источник: lada.ru

Источник: lada.ru

3. Сбор первых 50 экспериментальных «Нив» в феврале 1976 года приурочили к XXV съезду КПСС. Конструкторы АвтоВАЗа разрушили все мировые стереотипы о джипах – у машины был жесткий, но комфортабельный металлический кузов, неотключаемый полный привод и независимая подвеска. Опытная партия прошла жесткие испытания на бездорожье и в пустыне Средней Азии, горах Урала и Кавказа, северных районах страны.

4. Машину назвали в честь детей ее создателей. Свое имя «Нива» получила благодаря сложению первых букв имен дочерей начальника конструкторского бюро Петра Прусова - Наташи и Иры -  и сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьёва - Вадима и Андрея.

5. Стоила первая «Нива» прилично - 9 тысяч рублей, на 600 рублей дешевле представительской «Волги». Но «достать» автомобиль было практически невозможно: 80% «Нив» экспортировали, а остальные 20% автоматически становились дефицитом.

Источник: lada.ru

Источник: lada.ru

6. Экспортный вариант «Нивы» был не похож на отечественный образец.

В ярких машинах с высокой крышей, молдингами, литыми дугами и дисками, евробагажниками,  складными задними и анатомическими передними сиденьями, панорамными зеркалами, задними дворниками, люком, специальной решеткой радиатора и каркасами безопасности автомобилисты СССР и не узнали бы родную сельскую простушку.

Пикап на базе «Нивы», сделанный европейской  тюнинговой фирмой. Источник: niva-4x4.ru

Пикап на базе «Нивы», сделанный европейской тюнинговой фирмой. Источник: niva-4x4.ru

О выносливости конструкции советского внедорожника за границей ходили легенды. В странах Восточной Европы ее можно было купить строго в порядке очереди, а в Бельгии или Великобритании только по предварительной записи, и ее стоимость доходила до 16 тысяч в рублевом эквиваленте.

В европейских странах на покупку «Нивы» записывались в очередь. Источник: lada.ru

В европейских странах на покупку «Нивы» записывались в очередь. Источник: lada.ru

7. Тольяттинский внедорожник до сих пор является единственной российской машиной, продаваемой в Японии. В годы перестройки конструктор проекта «ВАЗ-2121» Прусов получил в подарок от конструкторов «Сузуки Витара» рекламный проспект с подписью «Крестному отцу». Успешные продажи кроссовера в ста странах мира и его сборка в шести из них -  Эквадоре, Канаде, Греции,  Бразилии, Чили и Панаме -  стали лучшей рекламой советского автопрома.  

8. «Нива» поставила несколько высокогорных рекордов и трижды покорила Северный полюс.  В 1998 году ее сбросили с вертолета на макушке Земли, после чего она завелась и довезла исследователей до пункта назначения. На рубеже веков снегоболотоход «Лада-Нива-Марш» два раза проехал по Северному полюсу. В 90-х внедорожник обычной комплектации за 15 лет в Антарктиде наездила 11800 км по абсолютному бездорожью при температуре до -54 С.

Автомобили исследователей из других стран выдерживали в таких условиях 2-3 года. Источник: lada.ru

Автомобили исследователей из других стран выдерживали в таких условиях 2-3 года. Источник: lada.ru

В 1998 году «Нива» сумела взобраться на Эверест, где взяла высоту в 5200 метров, а в 1999-м поднялась в Гималаи на 5726 метров.  

9. В 80-е «Нива» была звездой мирового автоспорта. Вот список ее самых громких побед: 1981 год – золото на ралли «Тунис» и ралли «Алжир»; 1982 год –первое место в египетском «Ралли Фараонов», первое место на ралли в Алжире; 1983 год - второе место «Париж-Дакар»; 1984 год – золото, серебро и бронза на «Ралли Фараонов» в Египте; 1985 год - победа на ралли «Камерун», «Алжир», триал «Вэлли» (Новая Зеландия), ралли-рейд «Маквей-1000» (Австралия); 1986 год – золото, серебро и бронза «Вин-сафари» (Австралия).

Прототип амфибии можно увидеть в Рязанском военном автомобильном музее. Источник: ru.wikipedia.org

Прототип амфибии можно увидеть в Рязанском военном автомобильном музее. Источник: ru.wikipedia.org

10. Созданную для спецслужб амфибию ВАЗ-2122 с радостью использовали бы и рыболовы, и охотники, но после испытаний проект был заморожен из-за отказа министра обороны Устинова выделить средства на серийное производство.

По заказу Юрия Никулина для номера «Ехали медведи» сделали необычную «артистку». Источник: circusnikulin.ru

По заказу Юрия Никулина для номера «Ехали медведи» сделали необычную «артистку». Источник: circusnikulin.ru

А самой оригинальной модификацией стал кабриолет на базе «Нивы-Форы» ВАЗ-212180, выпущенный для цирка на Цветном бульваре.