КУЛЬТУРА

Пять мифов из школьной программы, которые раздражают историков

EG.RU разоблачает самые расхожие заблуждения об эпохе Возрождения

Ох уж эти ученые! Их, видите ли, выводят из себя стереотипные представления большинства о некоторых вещах. Взять хотя бы эпоху Возрождения: большинство из нас помнят со школы, что в это время человек обратился к гуманистическим ценностям, воспылал нежностью к античным памятникам культуры, что наука шагнула вперед, а Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль хором сказали новое слово в искусстве. А историки утверждают, что все было гораздо сложнее.

Леонардо да Винчи. Туринский автопортрет
Леонардо да Винчи. Туринский автопортрет

Миф 1. В Ренессанс мир впервые вспомнил об античности

Да, в это время был мощный всплеск интереса к достижениям античных мыслителей и творцов – но такие всплески были и раньше. В конце VIII – середине IX века случилось так называемое Каролингское Возрождение – во времена правления Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого, королей франков из династии Каролингов.

Затем было Возрождение XII века. Однако красивым французским словом «Ренессанс» («Возрождение») традиционно называют период, соединяющий Средние века и Новое время – время от середины XIV до середины XVII века, от коронования Петрарки на Капитолии лавровым венком (1341 год) до окончания Тридцатилетней войны (1648 год). Впрочем, границы Ренессанса расставляются по-разному.

Распространенное мнение, что Ренессанс – это возрождение античной культуры, грешит узостью; Возрождением называют культурный подъем вообще. Что до античности, то в Средние века ее никто не забывал. Языком науки была латынь, на латыни же ваганты сочиняли свои разудалые вирши, амбициозный Карл Великий заимствовал у римлян политическую символику и идею общих для империи законов, схоласты развивали идеи Аристотеля, в школах для детей аристократов изучались древнегреческие и древнеримские тексты.

Юстус ван Гент. Петрарка
Юстус ван Гент. Петрарка

Миф 2. В эпоху Ренессанса сохраняли и возрождали античные памятники

Принято считать, что во времена Возрождения к памятникам старины относились с исключительным пиететом. На самом деле – не ко всем. Те, кто занимался постройкой новых зданий, без тени сомнения разрушали здания, сохранившиеся со времен античности, уничтожали мраморные изваяния ради получения извести. Колизей и Храм Геркулеса были разрушены именно в те годы. Добывать материалы для возведения зданий и храмов, тратить деньги на их покупку и перевозку? Зачем, если имеются превосходные старинные постройки, которые можно безнаказанно разграбить!

Справедливости ради нужно сказать, что разрушали в то время не только античные памятники культуры, но и христианские храмы – например, Базилику святого Петра сравняли с землей ради постройки на ее месте нового собора. Камни для этого собора брали в том числе и с развалин Колизея.

То, что осталось от Колизея
То, что осталось от Колизея

Миф 3. Ренессанс был мирной эпохой

Многие уверены, что люди в те годы «занимались искусством, а не войной».

К сожалению, одно другому не мешало. Венеция аж целый век боролась с Османской империей, англичане потеряли более ста тысяч граждан в кровавых спорах о том, кому возглавить государство, Германию сотрясали революции – рыцарская, а потом и крестьянская. Именно в эти времена европейские монархи начали создавать профессиональные армии; войны от этого становились все более частыми, длительными и жестокими.

Миф 4. В эпоху Ренессанса Рим стал самым великолепным городом мира

Увы, и это не так. Богатые купцы и умелые ремесленники гнездились в городах на севере Италии, а Рим стремительно пустел. Он начал пустеть еще в начале XIV века, когда римский Папа перебрался во французскую резиденцию вместе со своей охраной.

Легендарному городу долго не удавалось вернуть себе былое величие. На гребне эпохи Возрождения он представлял собой малонаселенный даже по тем временам городок (10 тысяч жителей), в котором зашкаливала преступность; по Форуму бродила скотина, церкви пришли в запустение, а главное, была полностью разрушена прекрасно продуманная система канализации, так что по всему Риму носились запахи общественного туалета.

Джон Харингтон, поэт и изобретатель унитаза
Джон Харингтон, поэт и изобретатель унитаза

Миф 5. Ренессанс – эпоха науки, а Средневековье – время темное

На самом деле, Средневековье было в большей степени нацелено на развитие научной мысли; именно схоластика способствовала развитию у европейцев логического мышления. Во времена Возрождения людей в гораздо большей степени занимало искусство. А что до мыслителей эпохи, то они, помимо науки, вовсю занимались вещами, которые сейчас считаются ненаучными. Иоганн Кеплер, выдающийся математик и астроном, увлекался астрологией, Ньютон – алхимией, Галилей составлял гороскопы. Ученые умы не брезговали спиритизмом и даже некромантией. Параллельно процветали колдовство и охота на ведьм. Массово зарождались оккультные традиции.

Что до изобретений эпохи, то не все они были встречены с восторгом. Так, англичанин Джон Харингтон, придворный поэт королевы Елизаветы I, еще в конце XVI века изобрел устройство для отправления естественных нужд, оснащенное смывным бачком, – но этот предок современных унитазов не был оценен по достоинству. Харингтон подарил свое детище (он назвал его «Аяксом») королеве, написал к нему инструкцию в стихах – а та до того обиделась, что на несколько лет отлучила дарителя от своего двора…