Как слушать оперу и не умереть от тоски

Большой театр. Сцена из оперы Верди «Аида». 1957 год
Большой театр. Сцена из оперы Верди «Аида». 1957 год
Человечество восхищается этим вокальным искусством уже более 400 лет

Когда по телевизору показывают оперу, вы зеваете и щелкаете пультом? Возможно, если вы узнаете больше об истории этого сложного театрального жанра и об устройстве классической оперы, мир, созданный Верди, Пуччини, Моцартом и Бизе, покажется вам более интересным, чем теперь.

Ужин под музыку

Считается, что самая первая опера была поставлена в 1598 году во Флоренции; это был закрытый спектакль для элиты. Уже через 40 лет оперу мог послушать любой житель или гость Венеции, у которого имелись деньги на билет: в «городе на воде» был открыт публичный оперный театр. Архитекторы использовали при постройке зала ярусную систему, благодаря чему представители разных социальных слоев могли рассесться, не соприкасаясь друг с другом. В центральной ложе всегда сидел монарх и приближенные к нему особы, в соседних – богатые аристократы.

До самого конца XIX века опера была для народа почти тем же, чем сейчас является кино. Оперы писали на сюжеты известных литературных произведений – это можно сравнить с сегодняшними экранизациями книг. В оперу ходили всей семьей – или с дамой сердца. Зрителям предлагались закуски и напитки; в ложу можно было заказать ужин.

Государственные люди, высокопоставленные чиновники, бизнесмены назначали в оперных театрах встречи и нередко прямо во время спектаклей обсуждали важные дела. А народ ходил в оперу развлекаться.

Эдуард Мане. Эмилия Амбр в роли Кармен
Эдуард Мане. Эмилия Амбр в роли Кармен

Маска, я тебя знаю

Опера всегда была подчеркнуто аллегорична; она отображала знакомую зрителям реальность не напрямую, а намеками. Действие большинства опер происходило в давние времена, однако зрители охотно узнавали в выведенных в сюжете богах и героях – «текущих» монархов, а в событиях, которые развертывались на сцене – современные им события. Все прекрасно понимали, что Юлий Цезарь из оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте» – это английский король Георг I, а оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок» – острые сатиры на самодержавие. Писали, впрочем, композиторы и оперы на современные им сюжеты – но редко. Только к началу XX века опера стала стремиться к реализму.

Герои оперы могут думать вслух (сольные арии), говорить друг с другом при помощи пения или параллельно друг другу рассуждать на разные темы (ансамбли), петь хором в массовых сценах.

К каждой опере писалось либретто – как правило, в стихах, реже в прозе (например, для оперных речитативов). В отрыве от оперы либретто ценности не имеет; есть, правда, исключения (например, либретто Гуго фон Гофмансталя к опере Рихарда Штрауса «Кавалер розы»), но их очень мало.

Драматическая составляющая в опере второстепенна; обычно зритель знает сюжет заранее, и его интересует то, как этот сюжет удалось интерпретировать композитору.

Надежда Забела-Врубель в роли Царевны Лебеди; опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Надежда Забела-Врубель в роли Царевны Лебеди; опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Кто для кого работает

Кстати, о композиторах: долгое время считалось, что в опере главные не они, а, наоборот, певцы. Легендарные исполнители, которым рукоплескала публика, нередко требовали, чтобы оперы писались под них, чтобы ради их удобства переделывались арии. Такое положение дел сохранялось до середины XIX века.

Позже расклад изменился; успех оперного спектакля стало определять музыкально-драматическое содержание, качество музыки; искусство певцов по-прежнему ценилось, но не считалось определяющим. В это же время возрастает ценность оркестра и дирижера.

В наши дни хорошим оперным спектаклем считается не просто «концерт в костюмах», а такая постановка, в которой все компоненты выдержаны в идеальной гармонии: и искусство певцов, и профессионализм музыкантов оркестра, и дирижерское искусство, и работа костюмеров, и, конечно же, режиссерская работа. Еще в конце прошлого века режиссеры начали видеть в оперных певцах еще и драматических актеров.

«Браво» с разными окончаниями

Итак, вы собрались в театр слушать оперу. Одеваться по-настоящему «богато» сегодня принято лишь на премьеры в крупных театрах; на обычные спектакли можно одеться аккуратно и неброско. Чем дальше вы сидите от сцены, тем меньше требований к вашему костюму.

Аплодисменты исполнителям, конечно, приятны – но только если они не перекрывают музыку. Обычно зрители аплодируют после увертюры, после особенно удавшейся арии или дуэта. Певцам иногда кричат bravo; певицам – brava, группе исполнителей – bravi.

Перед последним актом хлопают дирижеру и музыкантам оркестра; в это время софиты направляют свой свет на оркестровую яму.

Если вы не уверены, что все это запомните, просто хлопайте вместе со всеми – не ошибетесь.

С чего начать знакомство с оперой

  • Моцарт. Свадьба Фигаро. Дон Жуан.
  • Бизе. Кармен.
  • Чайковский. Пиковая дама.
  • Пуччини. Тоска.
  • Верди. Травиата. Риголетто.





«Я вел себя именно так, как должен вести Пчела»: как Павел Майков стал заложником «Бригады»
«Это моя вина»: о чем жалел самый известный эстонец и легендарный телеведущий Урмас Отт