Злой гений Ильи Репина: как «тяжелая кисть» убивала тех, чьи портреты он писал

«Бурлаки на Волге». Источник: wikimedia.org
«Бурлаки на Волге». Источник: wikimedia.org
По слухам, ходившим в компании живописца Ильи Репина, даже здоровые сильные мужики, позировавшие художнику для картины «Бурлаки на Волге», раньше срока ушли из жизни. И необъяснимо страшный рок настиг не только их…

Кто-то верит в мистику и силу изображения, кто-то верит в совпадения. Но что бы там ни было, но судьбы героев, написанных Репиным, действительно ужасны.

«Все умирают»

По словам поэта и писателя Корнея Чуковского, Репин был неким мистическим образом причастен к смертям своих моделей. Через пару месяцев после того, как Репин изобразил на холсте драматурга Алексея Писемского, тот скончался.

Вот, что писал Чуковский в своих биографических записях о Репине: «…в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался».

Портрет Мусоргского, 5 марта 1881 года, за 4 дня до смерти композитора. Источник: wikimedia
Портрет Мусоргского, 5 марта 1881 года, за 4 дня до смерти композитора. Источник: wikimedia

Гаршин и мистические полотна

Композитор Модест Мусоргский заказал Илье Репину свой портрет. Тот был окончен буквально за четыре дня до его смерти. То же самое произошло с портретом писателя Всеволода Гаршина.

Гаршин позировал Репину для центральной фигуры картины «Не ждали», ставшую знаменитой. Кроме этого полотна писатель изображен еще на нескольких картинах мастера. С него писался царевич с картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более знакомой публике под названием «Иван Грозный убивает своего сына». А от пронзительного взгляда Гаршина работы великого живописца тяжело отвести взгляд.

Читайте также: По­езд-приз­рак и гуманоиды на дне: загадки и мистика Байкала

5 апреля 1888 года, получив от Репина полотно «Не ждали», Гаршин бросился вниз головой в межлестничный пролет. Голова была проломлена в том же самом месте, которое было окрашено искусственной кровью в момент написания Репиным картины с Гаршиным в роли умирающего царевича. В жизни, правда, умереть сразу у Гаршина не получилось: он мучился еще несколько дней.

Портрет Всеволода Гаршина кисти Ильи Репина, 1884 год. Источник: wikimedia
Портрет Всеволода Гаршина кисти Ильи Репина, 1884 год. Источник: wikimedia

Убить Столыпина портретом?

Говорят, юморист О.Л. д’Ор тогда в шутку попросил Репина написать убийственный портрет ненавидимого в его кругу премьер-министра и известного реформатора Петра Столыпина. По странному стечению обстоятельств через пару месяцев Репин действительно получил такой заказ.

Он долго отнекивался, старался избавиться от заказа, изобретая новые условия и требования, но городская дума Саратова выполняла все его запросы, поэтому Репину пришлось согласиться. Сразу после окончания работы над портретом Столыпин поехал в Киев, где погиб от рук Дмитрия Богрова, секретного осведомителя.

 Портрет Петра Столыпина кисти Ильи Репина, 1910 год. Источник: wikimedia
Портрет Петра Столыпина кисти Ильи Репина, 1910 год. Источник: wikimedia

Смерть Третьякова

Известно, что Репин не один год мечтал изобразить на холсте самого Павла Михайловича Третьякова, создателя знаменитой художественной галереи. Но меценат, будучи суеверным и помня о печальной славе моделей Репина, наотрез отказывал художнику. Тем более, что однажды Репин уже писал его портрет и Третьяков потом долго и тяжело болел.

Читайте также: Проклятый портрет: как отменить собственное пророчество

В конце концов Павел Михайлович все ж поддался на уговоры, и работа над портретом началась. Последний мазок художник наложил на холст уже после смерти Третьякова в 1901 году.

Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи, 1901 год. Источник: wikimedia
Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи, 1901 год. Источник: wikimedia

Уничтожить Государственный совет

Но, наверное, самой значимой историей «тяжелой кисти» Репина является история написания им монументального полотна, посвященного столетию учреждения Государственного совета. В круговерти вскоре последовавших революций изображенные на нем государственные деятели лишились всего, многие погибли.

Известно, что картина создавалась Репиным с привлечением его учеников: Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. Те чиновники, которых рисовали они, остались живы, хоть и подверглись гонениям.

Говорят, что вскоре умерли только те чиновники, которых писал лично Репин. Источник: wikimedia
Говорят, что вскоре умерли только те чиновники, которых писал лично Репин. Источник: wikimedia

Нет никаких подтверждений того, что художники переносят частичку души собственных моделей в создаваемые ими произведения. Но иногда череда мистических совпадений заставляет задуматься о том, что в нашем мире возможно всякое.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене и читайте классные истории!

Читайте также: