33 млрд мимо кассы. Российский автопром снова получит бесполезную поддержку

От государственной помощи экспорту автомобилей выиграют РЖД и банки

От государственной помощи экспорту автомобилей выиграют РЖД и банки

Даже в сложных экономических условиях Россия не отказывается от поддержки своей автомобильной промышленности нерыночными методами. В ближайшие три года в эту черную дыру планируется направить более полумиллиарда долларов, или около 33 миллиардов рублей.  Вероятно, чтобы посмотреть, как они исчезнут.

Удвоение лилипута

Поддержка автомобильного экспорта давно значится в приоритете у российского правительства. Благо при зарплате рабочих в 250 долларов в месяц себестоимость экспортируемой продукции весьма невысока. Поэтому не удивительно, что за минувший год поставки произведенных в России автомобилей в страны дальнего зарубежья (не входящие в состав Таможенного союза) выросли более чем в 2 раза! Основные потребители – Германия и Украина.

Вот только доросли наши продажи всего до 19,2 тыс. автомобилей с начала года; и преимущественно это иностранные марки, собранные на территории РФ, хотя в бедных странах спросом пользуются и наши «Лады».

КСТАТИ: Немцы, что интересно, закупают у нас в основном "свои" же Volkswagen’ы. Даже при всех таможенных расходах российская сборка выходит дешевле чем немецкая. По этой же причине за рубеж хорошо идут сестрорецкие Hyundai.

По официальным данным, общая выручка России с экспорта продукции автопрома за 10 месяцев составила чуть более миллиарда долларов.  И вот после таких показателей государство решило выделить из бюджета – пусть и не сразу, а за три года – больше половины этой суммы (!) только для «поддержки» этого самого автомобильного экспорта. Сразу и не поймёшь, что же это: безумное расточительство или точный расчет?

Вложения и результаты

Давайте посмотрим, на что пойдут эти деньги согласно проекту Российского экспортного центра «Экспорт в промышленности».

Более четверти миллиарда – на транспортные расходы по перемещению машин за рубеж (тут главным выгодоприобретателем можно смело назвать непотопляемое АО РЖД).

► На кредитование экспорта – порядка 160 млн долл., которые пройдут через уполномоченные банки (тут тоже понятно, кто без хлопот получит дополнительную ликвидность, а значит, и дополнительную прибыль).

Более 70 млн – на организацию выставок и ярмарок.

► Наконец, сертификация производимых в России марок автомобилей обойдется более чем в 10 млн долларов.

► Есть также в проекте экспорта статья о компенсации затрат на регистрацию интеллектуальной собственности (35 млн долларов), но неясно, какая ее часть достанется автопрому.

Что же мы получим взамен?

Предполагается, что лавинообразный рост экспорта.

Если в уходящем году объем экспорта автопрома должен составить 91 млрд руб.*, а в следующем – лишь на 5 млрд больше, то в 2018 году Российский экспортный центр ожидает продаж уже на 135 млрд руб.! А в 2019-м – на 175 млрд руб.

* Мы неслучайно перешли на рубли, ведь отечественная валюта славится своей переменчивостью. В случае управляемой девальвации курс рубля к доллару снизится, так что достичь упомянутых рублёвых показателей прибыли можно будет даже без наращивания реального объема экспорта.

А был ли экспорт?

Автомобильная промышленность – одна из самых развитых в России. Непосредственно на автопредприятиях трудятся порядка 200 тыс. человек (это немного), но у этой отрасли серьезный мультипликативный эффект: она обеспечивает работой металлургов (основные материалы), химиков (пластик, резина), энергетиков (производственные расходы и топливо для эксплуатации) и так далее. Можно с уверенностью сказать, что прямо или косвенно на автопром в России работает около миллиона сотрудников. Эта отрасль имеет важное социальное значение, и если у нее появились проблемы – ей надо помогать.

Однако в глаголе «появились» в данном случае кроется очень коварная ошибка. Проблемы у российского автопрома были всегда, и главная из них – чрезвычайно низкая дисциплина труда в стране, серьезно отражающаяся на качестве продукции. Именно поэтому экспорт, который так старается повысить правительство, никогда не был сколько-нибудь определяющим для отрасли: вся она ориентирована на невзыскательный внутренний рынок. Один только АвтоВАЗ в 2016 году продаст в России не менее 220 тыс. машин – это более чем в 10 раз больше всего совокупного экспорта. По 12 тысяч автомобилей каждый месяц продают в стране веселые кореянки Kia и Hyundai. На этом фоне наш жалкий экспорт за пределы Таможенного союза (напомним, менее 20 тыс. легковушек в год) не смотрится вообще, и увеличение его в два раза не даст абсолютно никакого экономического эффекта в масштабах страны.

* * *

В общем, выделение серьезных средств на стимулирование продаж авто российской сборки в дальнее зарубежье ну никак не может рассматриваться в качестве реальной финансовой помощи российской промышленности. А вот на скрытую финансовую помощь железнодорожникам и банкирам это похоже гораздо больше.