Бюджет любой ценой. В чем хитрость нового налогового манёвра от Минфина

Чиновники объединились в веселом «мозговом штурме» – как бы с помощью граждан наполнить пустеющий российский бюджет

Кремль, Старая площадь и Белый дом объединились в веселом «мозговом штурме» – как бы с помощью граждан наполнить пустеющий российский бюджет.

До конца объявленного в России «налогового моратория» осталось всего ничего – меньше двух лет. Что будет после него, пока не ясно; ясно только то, что всё будет по-новому и фискальные правила поменяются для всех. Законченный проект налоговой реформы правительство должно представить президенту лишь к концу 2017 года, но основные варианты изменения системы налогообложения в России уже стали известны. 

НДФЛ в обмен на взносы

Одно из главных пожеланий, связанных с нашим недалеким налоговым будущим, - это поднять налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13% до 15%. По информации Ведомостей, на этом прежде всего настаивает Минфин. Кроме того, ведомство Антона Силуанова мечтает снизить страховые взносы с работодателей с 30% до 21% и забирать до половины НДФЛ в федеральный бюджет.

Минэкономразвития (которое со времен известного ареста Алексея Улюкаева  фактически превратилось в филиал Минфина), по слухам, согласно с этим, но планирует также поднять налог на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 21%. В самом МЭР эту информацию опровергают, но очевидно, что нынешний министр, юный Максим Орешкин, не пойдет против своего предыдущего босса - Силуанова.

А вот о введении прогрессивной шкалы (больше получаешь – больший процент отдаешь) в правительстве, как видим, технично подзабыли. Оно и понятно: кто в здравом уме подписал бы документ, согласно которому ему придется отдавать не 13%, а 40% своего дохода государству? Вот и Антон Силуанов подумал и не подписал.

В чём суть

В целом, направление, в котором движется чиновничья мысль, уже понятно. Чем нам всем это грозит? Во-первых, судя по всему, нам не избежать повышения НДФЛ на 2 процентных пункта.

ВАЖНО! Нам будут говорить, что повышение составит всего 2%, но не путайте понятия - на самом деле налог вырастет на 15,3%. Математика простая, из школьного курса: (15–13) : 13 х 100%.

То есть все мы станем немного беднее. Зато снизится нагрузка на работодателей, а значит, им будет уже не так выгодно платить зарплаты в конвертах.

Из-за роста НДС все товары и услуги должны стать на 3% дороже, однако в правительстве предполагают, что уменьшение страховых взносов с фонда оплаты труда позволит производителям и продавцам не повышать итоговые отпускные цены.

На первый взгляд реформа выглядит мягкой, осторожной, да почти и не реформой. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях.

В чем подвох

Наши страховые взносы (в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) – это, по сути, те же налоги, но с одним очень важным отличием: эти деньги – целевые. Те 5,1%, которые мы отчисляем на ОМС, могут идти только туда, и никуда иначе. То, что собрано на социальное страхование (2,9%), пойдет на выплату декретных и других пособий, на коляски инвалидам, на санатории для льготников. И даже 22% пенсионных денег должны идти только в государственный Пенсионный фонд или к его коммерческим конкурентам.

Налогами же всецело распоряжается власть; в особенности это касается федерального бюджета. У народа России даже нет права знать, как тратятся эти деньги: почти четверть от общего объема расходов засекречена.

То есть, увеличив  НДФЛ и НДС за счет снижения страховых взносов, чиновники таким образом получат гораздо бóльший простор для бюджетных маневров. Захотят – внесут деньги в Пенсионный фонд или систему ФСС, а захотят – закажут побольше танков у прикормленных производителей.

И здесь особенно важно предложение по передаче заметной части НДФЛ из региональных бюджетов в федеральные. Сейчас сборы НДФЛ являются главным источником дохода практически всех российских регионов, обеспечивая почти 40% общего объема поступлений в эти небогатые кубышки. Если они лишатся половины сборов пусть даже слегка увеличенного налога, то окажутся в еще более серьёзной зависимости от федеральных властей и от их желания дать им денег или нет. А если дать, то безвозмездно или в виде кредита.

А ведь закредитованы наши регионы уже по самое не балуйся; фактически более половины России – банкроты, у которых нет и не будет средств на выплату своих многочисленных долгов.

Революция не одобрена

В очень грубом приближении сырьевая экономика России выглядит так: все деньги забирает приближенный к власти олигархат, после чего тратит их на свои нужды, в конечном итоге обеспечивая работой и зарплатой всю страну (и искренне полагает, что делает доброе дело). Сейчас, на фоне санкций и уменьшения размера бюджета в валютном исчислении, этот самый олигархат - так называемый "золотой процент" или 1% самых богатых людей страны - либо начал экономить, либо стал тратить свои деньги преимущественно за границей. Догадываетесь, почему мы все стали беднее?

И ведь это замкнутый круг: получив крохи с барского стола, страна после этого выплачивает налоги, которые властители судеб вновь проедают на широкую ногу. Чем меньше крохи - тем меньше налогов. Тем меньше они строят особняков, покупают дорогих игрушек, раздают чаевых в ресторанах... И тем больше стараются продать свои (вернее, наши, российские) производства – в итоге теряя все.

Эта порочная экономическая модель, когда мы должны заплатить своим хозяевам побольше, чтобы те продолжали нас кормить, разумеется, не имеет будущего. И  переломить её без, скажем так, силовых методов - можно.  Путём проведения настоящей налоговой реформы в том числе. Прежде всего это подразумевает введение прогрессивной шкалы НДФЛ и за счет этого - последующее построение истинно социального государства.

Но, как видим, Минфин крайне далек от столь радикальных устремлений. Максимум, на что готово пойти ведомство Силуанова, – это отменить НДФЛ для самых низких зарплат. Однако в стране, где многие по бумагам работают за один МРОТ, это может привести к существенным бюджетным недоимкам.

* * *

В случае принятия реформы в том виде, в котором она вырисовывается сейчас, федеральный бюджет формально станет безубыточным. Но оплачено это будет серьёзными провалами в регионах и дырами в социальной сфере.

Возможно, окончательный вариант  новых налоговых правил всё же будет иным. Но главное направление мысли чиновников, скорее всего, останется неизменным: наполнить федеральный бюджет любой ценой. И потом самостоятельно решать, куда направить дополнительные доходы, кого облагодетельствовать, а кого оставить на голодном пайке.

Разумеется, все это – в обстановке полного взаимопонимания и повышенной секретности.