Становился неуправляемым: почему Эльдара Рязанова считали скандалистом и зазнайкой

Становился неуправляемым: почему Эльдара Рязанова считали скандалистом и зазнайкой
Эльдар Рязанов
Режиссер Эльдар Рязанов считался неудобным человеком из-за своей прямолинейности и бескомпромиссности. Мэтр ненавидел хамства, пренебрежения и выходил из себя из-за малейшей несправедливости. «Я человек импульсивный, и в такие минуты становлюсь неуправляемым», — сетовал Эльдар Александрович. Рязанов не умел скрывать обиду, не понимал, когда выгодно промолчать или поддакнуть. Кинематографиста считали скандалистом и зазнайкой, хотя он всего лишь боролся за справедливость.

Осенью 1972 года Эльдар Рязанов отправился в Юрмалу, в знаменитый Дом творчества в Дубулты. Путевку в писательскую резервацию для режиссера выхлопотал сценарист Эмиль Брагинский. Начало заезда Рязанов пропустил – приехал с опозданием на неделю. Кинематографист заранее предупредил руководство Дома творчества о том, что задержится, поэтому о заселении не волновался. Между тем, когда он наконец прибыл, свободного номера для него не нашли. Эльдара Александровича поселили в закрытом холле шестого этажа. Позднее Рязанов узнал, что комнаты в девятиэтажном Доме творчества распределялись директором в зависимости от положения и должности писателя, при этом разницы между апартаментами не было никакой.

«Неписаная традиция, которая соблюдалась свято, гласила — чем выше этаж, тем выше авторитет писателя, или, наоборот, чем выше авторитет, тем выше живет писатель. <…> Дом расположен на узком перешейке, в том месте, где река Лиелупе наиболее близко подходит к Рижскому заливу. Так вот, с верхних этажей здания открывается роскошный вид на море и на реку одновременно. Поскольку дом находился среди высоких сосен, то до шестого-седьмого этажей окна закрывали верхушки деревьев. И чем ниже, тем пейзаж становился менее привлекательным. На нижних этажах окна просто упирались в зеленую хвою сосен», — рассказывал Эльдар Александрович.

На следующее утро после приезда Эльдар Рязанов захотел принять душ, чтобы освежиться после 40-минутной пробежки вдоль Рижского залива. В импровизированном номере не было санузла, поэтому режиссеру пришлось воспользоваться раковиной в туалете для горничных. С собой киношник привез электробритву, которой из-за отсутствия розеток не мог воспользоваться. Единственный доступный электрический разъем находился в холле под роялем. Чтобы добраться до него, режиссеру надо было опуститься на карачки и проползти под музыкальным инструментом. Отсутствие элементарных удобств взбесило Эльдара Рязанова. Он схватил бритву и побежал к директору. Когда Рязанов ворвался в кабинет, там проходило собрание – присутствовал весь персонал учреждения.

«Не обращая ни на кого внимания, я подошел к розетке, выдернул из нее шнур настольной лампы, всунул вилку электробритвы и начал бриться как ни в чем не бывало. Совещание замолчало. В тишине было хорошо слышно, как жужжит моя отечественная электробритва», — вспоминал киношник.

Демарш Рязанова удался. Всего через несколько часов после сцены на собрании ему нашли уютную комнату на пятом этаже.

Спустя пять лет, когда Эльдар Рязанов снова приехал в Дубулты, злопамятный директор поселил его на третьем этаже. Режиссер не роптал, заехал туда, куда было велено. Между тем Рязанов считал, что должен жить как минимум на шестом этаже. К тому моменту он уже был членом Союза писателей, лауреатом Государственной премии СССР, народным артистом РСФСР.