Система управления при Беглове трещит по швам

Александр Беглов
Александр Беглов
Система управления Санкт-Петербургом оказалась парализована после провала реформ, громких отставок и скандальных арестов. Высокопоставленные чиновники предпочитают не проявлять инициативу и не спешат с выполнением распоряжений губернатора Александра Беглова, опасаясь, что могут пополнить список тех, кого глава города «слил» ради оправдания своих ошибок.

Губернатор решает, заместитель отвечает

Накануне Следственным комитетом был увезен в Москву и арестован бывший петербургский чиновник Сергей Харлашкин. Его обвиняют в превышении должностных полномочий при распоряжении кредитом Россельхозбанка, выделенным петербургскому «Метрострою». Госкомпанию Харлашкин возглавил по личной просьбе Беглова, до этого он руководил Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры. Вскоре после назначения Харлашкина у «Метростроя» начались финансовые трудности, и он был признан банкротом. Беглов презентовал новую компанию «Метрострой Северной столицы», учрежденную городом совместно с ВТБ, а Харлашкин отправился в Москву на допрос в Следственный комитет.

В недалеком будущем компанию Харлашкину в столице могут составить другие петербургские чиновники. Глава СК РФ Александр Бастрыкин объявил, что уголовные дела о сносе исторических зданий в Петербурге берет под личный контроль и расследовать их будут московские следователи. Например, по распоряжению главы Следкома на этой неделе уже было возбуждено дело о сносе особняка Салтыковой на Большой Морской. За сносом исторического здания стоит офшорная кипрская компания, с которой подписано соглашение от лица Смольного.

Под тройным ударом

Достается городским чиновникам и от петербуржцев. На принятие закона о комплексном развитии территорий горожане ответили тысячами обращений за разъяснениями, коллективными исками в суд и самоорганизацией жителей, пытающихся защитить свои дома перед лицом неизвестности. Отвечать перед петербуржцами приходится главам районов и руководителям профильных ведомств.

В частности, ответственность за КРТ сводится к вице-губернатору Николаю Линченко, курирующего Комстрой. Он вынужден оправдываться перед петербуржцами за принятие депутатами Заксобрания непроработанного закона. Губернатор Беглов хранит по этому поводу молчание, хотя именно глава города инициировал запуск КРТ в нынешнем виде.

В июле Беглов назначил Линченко своим заместителем и в Совете по сохранению культурного наследия. Таким образом, он может оказаться среди фигурантов уголовных дел, возбуждаемых СК по фактам сноса исторических зданий.

Более того, Линченко поставлен контролировать расходование почти 600 миллиардов рублей, выделенных на развитие петербургского метрополитена. То есть будет выполнять поручения губернатора, за которые уже арестовали Сергея Харлашкина.

Главное вовремя уйти

В таких условиях наиболее предусмотрительные чиновники либо покинули Смольный, либо готовятся это сделать в ближайшее время.

Бывший вице-губернатор Максим Соколов ушел из правительства Петербурга вскоре после начала первого этапа транспортной реформы, когда стало очевидно, что ее постиг всесторонний провал. Именно Соколов отвечал за проведение реформы и незадолго до увольнения он заявил, что денег на второй этап реформы у Петербурга нет. В настоящее время он возглавляет «АвтоВАЗ». Перед отставкой Соколова уволился вице-губернатор Эдуард Батанов, отвечавший за финансовый блок.

В весьма неприятной ситуации оказался вице-губернатор Кирилл Поляков, на которого легла ответственность за транспортную реформу после ухода Соколова. После того, как реформа будет официально признана провалившейся, именно Полякову предстоит отвечать за произошедшее.

Закупка горящих автобусов, уничтожение востребованных транспортных маршрутов, проблемы со сбором платежей за проезд и многое другое уже переложено на новоиспечённого вице-губернатора, хотя требовал запустить непроработанную реформу именно Беглов.

Антирекорды ещё впереди

С резким ростом количества заболевших коронавирусной инфекцией под ударом оказался глава Комздрава Дмитрий Лисовец. Ему предстоит объяснять, почему Петербург не воспользовался передышкой и не подготовился к новой волне пандемии.

В городе уже побит мартовский уровень заболеваемости, пик прошлой волны, в то время как эксперты прогнозируют максимальный уровень новой волны только в ноябре. А по сравнению с предыдущим годом смертность пациентов от коронавируса в городе выросла на треть.

Тем временем, коллективный иммунитет в Петербурге снизился всего до 13%, по данным Роспотребнадзора. Для сравнения, месяц назад показатель держался на уровне 30%. Это связано с крайне низким уровнем ревакцинации. Не смотря на негативную тенденцию, Смольный не предпринимал каких-либо усилий по исправлению ситуации.

Зима близко

Не так много времени остается у вице-губернатора по ЖКХ Анатолия Повелия и главы Комблага Василия Пониделко до наступления зимы. Перед началом снегопадов вопрос с техникой и дворниками по-прежнему находится там же, где и год назад.

Зима 2021/2022 годов ознаменовалась многочасовыми пробками из-за неубранных дорог, повсеместным гололёдом на тротуарах и падением снега и сосулек с крыш. В день с травмами, связанными с зимним коллапсом, в больницы города обращалось до 80 человек.

По сравнению с предыдущей зимой количество уборочной техники будет увеличено вдвое, соответствующее заявление подписал Беглов. А за то, что эта техника не выйдет на улицы придётся отвечать Повелию и Пониделко.

Ещё зимой Смольный признавался, что не может выводить на уборку улиц всю имеющуюся технику из-за отсутствия персонала, наблюдалась и острая нехватка дворников. Как оказалось, многие трудовые мигранты, задействованные в ЖКХ Петербурга, предпочли уйти в более денежные сферы, например, стали курьерами. За три месяца до зимы Смольный так и не предложил ни одного способа решения этой проблемы.

По факту Беглов потратит на закупку техники деньги, которые можно было бы использовать для найма дефицитного персонала. В итоге предстоящей зимой снегоуборочной техники на бумаге станет в два раза больше, а на улицах столько же, если не меньше. Объяснять разницу предстоит ответственному вице-губернатору и главе Комблага, не исключено, что к тому времени люди на этих должностях успеют сменится.

Более того, городу предстоит пережить новую реформу - по уборке внутриквартальных территорий, которая, по имеющимся тенденциям, также может провалиться еще на старте. А отвечать всё тем же – Повелию и Пониделко.

Вице-губернатор Валерий Пикалев еще не уволился, но предпочел отстраниться от управления Петербургом, хотя является руководителем администрации губернатора. Чиновник всецело занят восстановлением Мариуполя.

Каждый из действующих чиновников рискует в лучшем случае лишиться кресла, а в худшем - получить уголовное дело. Хотя по факту они выполняют распоряжения губернатора. Но сам Беглов предпочитает не вступаться за своих подчиненных. В таких условиях для сотрудников Смольного и районных администраций наиболее безопасно в принципе не предпринимать никаких действий, что прямо сказывается на развитии Петербурга и ухудшении качества жизни в нем.