От фильма «Герой» с Димой Биланом надо ждать ляпов и профанации

Наш колумнист – о реабилитации Белого движения и восхвалении Николая II в кино

Наш колумнист – о реабилитации Белого движения и восхвалении Николая II в кино

Реабилитация Белого движения стартовала в российском кино в 1993 году, когда в фильме «Конь белый» впервые появился положительный адмирал КОЛЧАК. И в XX I веке приобрела немыслимый размах тенденциозности и надувательства, какой и не снился советскому кинематографу. Теперь белым отведена роль благородных борцов за светлую идею монархии, а красным - озверевшего быдла, которое ничего кроме пули и виселицы не заслуживает. Зомбируют молодежь  с помощью любимых актеров. Но абсолютно далекие от исторической правды ленты, например, «БатальонЪ» с великолепной Марией АРОНОВОЙ в роли поручика Марии БОЧКАРЕВОЙ - «русской Жанны д’Арк», цели не достигают. На помощь призвана попса. Дима БИЛАН сыграл белогвардейца в мелодраме «Герой», премьера которой намечена на февраль.
- Чего ждать от этого фильма и тенденции восхваления Николая II - размышляет наш политконсультант Анатолий ВАССЕРМАН.

Дима БИЛАН. Кадр из фильма «Герой»

Дима БИЛАН. Кадр из фильма «Герой»

- При всем уважении к деятельности Колчака - и как полярного исследователя, и как полководца - следует признать, что дело, им защищаемое, было заведомо вредным для страны и народа. Собственно, недавний рецидив этого дела на рубеже 1980-х и 1990-х окончательно доказал его историческую бесперспективность. И мы сейчас второй раз с мучениями и ошибками идем по пути от рыночной версии демократии к более справедливому и эффективному общественному строю.
Поэтому от фильмов, защищающих исторически проигранное дело, я всегда жду колоссального количества пафоса, больших сюжетных натяжек, ибо трудно честными средствами защищать бесчестную идею. И чертову уйму денег, затраченных на картины, редко окупающиеся в прокате, поскольку большая часть потенциальных зрителей уже давным-давно не в восторге от рецидивов белого дела и вряд ли захочет его поддерживать своим рублем. Что касается самого названия фильма, которое содержит слово «герой», то я могу ожидать, что сюжетных ляпов, пафоса и профанации там будет даже больше, чем обычно во всяких вариациях на тему белого движения.

Дима БИЛАН. Кадр из фильма «Герой»

Дима БИЛАН. Кадр из фильма «Герой»

Коррупция по-княжески

Что касается Николая II и его времени, с которым сейчас в кино рьяно пытаются сравнить нынешний период, то он, как монарх и как личность, несет значительную долю ответственности за происходившее. Но дело тут не в одном Николае и даже не в династии Романовых. Дело в том, что весь тогдашний правящий и имущий класс изоврался и изворовался.
Когда, скажем, в воюющей стране сознательно организуются перебои с подвозом провианта в столицу ради того, чтобы надавить на императора и потребовать больше прав для либеральных политиков – это уже не политика, а вполне откровенное преступление.
Когда один великий князь - адмирал, верховный главнокомандующий военно-морским флотом изводит на содержание любовницы сумму, сопоставимую с ценой строительства броненосца, когда  другой великий князь принимает на вооружение пушки французского образца, а не германского, просто потому, что те предложили ему большую взятку - притом, знает, что выбирает худший вариант, - это показывает, что виновен не один царь, а вся династия.
Когда все командующие фронтами поддерживают отречение государя и передачу власти либеральной части Государственной думы, когда перед этим частные заводы требуют за производство одного снаряда больше, чем казенные - притом, что казенные на этих снарядах тоже убытка не терпели, мягко говоря - это показывает, что прогнила не только династия, а весь правящий слой.

Дима БИЛАН. Кадр из фильма «Герой»

Дима БИЛАН. Кадр из фильма «Герой»

Собственно, последовавшие за отречением императора восемь месяцев сплошного позора - очень наглядное этому доказательство. Если в феврале 1917 года - практически вся Россия приветствовала приход новой власти, которую потом, в гражданскую войну, отстаивали белогвардейцы, то через восемь месяцев ее не поддержал никто. Знаменитая сцена боя на Дворцовой площади из фильма «Октябрь» – это целиком и полностью фантазия режиссера Эйзенштейна. На самом деле, совершенно тихо, без единого выстрела, охрана дворца разбрелась в разные стороны, и во дворец с центрального входа мелкими группами, вошли рабочие ополченцы, именно потому, что это правительство никто уже не хотел защищать. А из офицеров, получивших свое призвание при императоре, значительно больше воевало на стороне красных, чем на стороне белых. И это уже вполне отчетливо показывает, что защищать прежнюю власть – хоть власть государя императора, хоть власть Государственной думы - было уже бессмысленно. Поэтому даже те чудеса героизма, что были совершены отдельными деятелями белого движения, не затмевают дикой жестокости и карательной активности этого движения в целом, не отменяют дикого воровства в рядах белых и людей, «крышуемых» ими, в верхних слоях общества, и множество других безобразий, которыми белые оттолкнули от себя даже ту часть русских, кто первоначально выступал против «узурпаторов-большевиков».

Дима БИЛАН. Кадр из фильма «Герой»

Дима БИЛАН. Кадр из фильма «Герой»

По ком тюрьма плачет

Почему же наш патриотизм сегодня во многом зиждется именно на истории белого движения и на сказках о праведности Временного правительства? Потому что, как известно, «кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Сегодня финансируют кино - а это очень затратное дело - в основном те, кто обрел свои состояния примерно теми же путями, какими обретали эти состояния нувориши времен Первой мировой войны, те, кто продвинулся на высокие посты примерно теми же способами, какими выдвигались члены Временного правительства. Естественно, они будут финансировать в первую очередь восхваление тех, кому они сами подражают. И картина, которую рисует наше нынешнее кино, определяется не столько исторически достоверными сведениями, сколько интересами тех, кто платит, и поэтому «заказывает музыку» для оправдания коррупции и «эффективных» коррупционеров, которым не к лицу сидеть в тюрьме, но можно откупиться, заплатив в казну.
Что касается эпохи нового российского кино - ни «АдмиралЪ», ни, тем более, «Левиафан», где автор решил перенести трагический случай, произошедший в Соединенных Государствах Америки лет 10-20 назад, на русскую почву, и для этого изобразил эту почву такой же грязной, как его собственные мысли - естественно, такие фильмы не имеют ничего общего с задачами, стоящими перед русской культурой в целом, и перед российским кино в частности. В этом смысле, я думаю, значительно ближе к идеалу фильмы «Мать», «Легенда №17», или, скажем, снимающийся сейчас в буквальном смысле слова на народные деньги, на пожертвования, собранные через Интернет, фильм о 28 панфиловцах.