«А зори здесь тихие», «Щит и меч» и другие ленты, снятые режиссерами-фронтовиками: что посмотреть на майские праздники

«А зори здесь тихие», «Щит и меч» и другие ленты, снятые режиссерами-фронтовиками: что посмотреть на майские праздники
Майские праздники невозможно представить без просмотра фильма «А зори здесь тихие» и другой советской классики
Ежегодно в преддверии Дня Победы многие телеканал начинают марафон военных лент разных лет. И обычно у людей разбегаются глаза от обилия предлагаемых картин. Кто-то готов по многу раз пересматривать бессмертную классику – «В бой идут одни старики» и другие ленты, а кому-то интереснее смотреть снятые на зеленом экране современные боевики про подвиг советского солдата.

Однако далеко не все фильмы и сериалы отображают ту печальную и страшную реальность, которую довелось пережить нашим дедам и прадедам. Лучше всего о войне рассказывали те режиссеры, которые сами успели побывать фронтовиками. А таких примеров в истории нашего кинематографа было немало.

«Судьба человека»

Сергей Бондарчук во время начала войны числился актером Театра Красной Армии в Грозном, но 7 апреля 1942 года был мобилизован и впоследствии воевал под Армавиром, Моздоком и сражался за Сталинград. Его первой режиссерской картиной стала лента «Судьба человека» по мотивам одноименного произведения Михаила Шолохова. В картине главные роли исполнили сам Бондарчук, Павел Полунин, Зинаида Кириенко и другие артисты.

«А зори здесь тихие»

Двухсерийный художественный фильм по мотивам книги писателя-фронтовика Борисова Васильева снял Станислав Ростоцкий. Режиссер в начале войны служит в 46-й запасной стрелковой бригаде, а на передовую попал в 1943-м. ВОВ постановщик закончил в Праге, до этого был ранен. За свои заслуги Ростоцкого представляли к награде, и он не понаслышке знал о том, что происходило на фронте и как следует снимать картины о ВОВ.

«Баллада о солдате»

Режиссер Григорий Чухрай воевал в роте связи 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады и трижды получал ранения. За свои заслуги перед родиной он получил ордены Красной звезды и Отечественной войны (I и II степени – прим. ред.). Свою «Балладу о солдате» Чухрай снял в 1959 году, рассказав зрителям историю о красноармейце Алёше Скворцове, который совершил подвиг и подбил немецкий танк.

«Щит и меч»

«Мне надо было выжить, и войну я вспоминаю, несмотря на весь ее ад, самым прекрасным временем в своей судьбе. Именно тогда я познал цену вечным истинам, и основные понятия — нравственные, философские, просто житейские — открылись мне во всей своей определенности», — Владимир Басов.

Режиссер, подаривший нам четырехсерийный фильм «Щит и меч» о советских разведчиках по мотивам одноименного романа писателя-фронтовика Вадима Кожевникова, на протяжении всей ВОВ постоянно рисковал своей жизнью. Сначала Басов был начальником клуба 4-й отдельной стрелковой бригады, потом воевал командиром батареи 424-го миномётного полка 36-й миномётной бригады. В 1945-м за три месяца до победы над немцами режиссер был контужен в бою за опорный пункт вражеской обороны.

«Батальоны просят огня»

Еще одна военная четырехсерийная лента была снята в 1985 году Владимиром Чеботаревым. И снова вдохновением для постановщика послужило произведение фронтовика – в этом случае это была повесть «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева.

В 1941-м Чеботарев только окончил Ростовское военно-артиллерийское училище в звании лейтенанта, но вскоре уже взял на себя командование батарей в стрелковой дивизии. Получив осколочное ранение, будущий режиссер попал в плен фашистам, после чего, с незалеченной травмой, совершил побег на хутор Крамаренки. В то же самое время Владимир встретил свою Екатерину Крамаренко, которую впоследствии называл первой женой. У супругов родилась дочь Тамара, и почти сразу кто-то из местных сдал советского солдата фашистам. Чеботарев попал в лагерь военнопленных и снова сбежал спустя полгода. Войну он закончил в Будапеште, позже пытался отыскать потерянную жену и дочь, но так и не сумел с ней воссоединиться. Пережив столько бедствий, режиссер вложил душу в свою работу над военной лентой «Батальоны просят огня».