За что художник Маковский обзывал картины Серова «сифилисом»

Владимир Маковский
Владимир Маковский
Фамилия живописца Маковского многим известна. Ну кто не помнит хрестоматийную картину «Свидание»? Мать пришла к сыну-подмастерью и, силясь не расплакаться, смотрит, как он уминает принесенный ею калач. Полотно было страшно популярно в советские времена: даже марки со «Свиданием» печатались, а в школе по нему писали сочинения. А теперь шок-контент. Оказывается, Маковских было как минимум два.

Старший, Константин, был очень популярен в Европе и в США. А младший, Владимир - сделал себе карьеру в России (и то самое «Свидание» - его рук дело).

Недавно в Серпуховском историко-художественном музее открылась классная выставка «Маковские. Константин и Владимир», на которой представили картины из 87 музеев страны и очень понятно и наглядно показали отличия. Работы Владимира выставили на белом фоне, Константина - на коричневом. Но даже без фона и без этикеток различить легко. Не зря, будучи молодыми, братья-художники договорились:

- Мы будем писать так, чтобы никто не перепутал!

«Константин
Константин и Владимир 

Владимир был мастером жанровых сцен. Он прославился уже в 15 лет, когда написал картину «Продавец кваса», которую купил сам Павел Третьяков. Впоследствии юное дарование затмило своего старшего брата. Парадокс: он был самым дорогим художником России, но при этом умудрялся писать всю нищету и гопоту своего времени.

Другое дело - старший брат Константин. Тот малевал огромные портреты аристократов. Его обожал император Александр II и называл «мой художник», а президент США Теодор Рузвельт вообще души не чаял в «блистательном Косте» и первому из русских заказал свой портрет.

Картина Владимира Маковского «Свидание» (1883 г.) сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее
Картина Владимира Маковского «Свидание» (1883 г.) сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее 

Картины Константина стоили заоблачно, и Третьякову на них не хватило средств. Особую статью доходов «блистательного Кости» составляли не цари и президенты, а дамы. Художник коллекционировал русскую старину, и состоятельные барышни в очередь вставали, чтобы запечатлеться в исторических костюмах с кокошником на голове.

К тому же кисть Константина обладала свойствами «фотошопа».

- Ну, наврал же, сроду эта баба так не выглядела, - ругались критики.

Но Константин только веселился:

- Какая разница, - говорил он. - Женщина в принципе так меняется, что сама потом не вспомнит, как выглядела десять лет назад.

И вот что интересно. В свободное от портретирования время Константин написал немало исторических сцен из жизни старой Руси. Недавно стало известно, что на роль дворянок он предпочитал брать не русских аристократок, а американских толстосумок. По его словам, те были гораздо больше похожи на русских барынь.

«Зрителей
Зрителей экспозиция очаровала 

Понюхать воздух эпохи

Оба брата неплохо пожили, но судьба Константина оказалась повеселее. Одну за другой он сменил трех жен - писаных красавиц. А умер символично: его извозчик столкнулся с трамваем.

Биография младшего, Владимира, сложилась более правильно и заурядно. С извозчиками не сталкивался, жен не менял. Трудился ректором Петербургской Академии художеств и давал советы, когда не спрашивали. Он люто ненавидел коллег - Нестерова, Врубеля и особенно Серова.

- С каких это пор, батенька, вы прививаете сифилис в Третьяковке? - интересовался у самого Третьякова, имея в виду приобретение картины Серова «Девушка, освещенная солнцем». (В пятнах солнца на коже персонажа работы Серова он углядел отметины, которые возникают при тяжелом течении нехорошей болезни.)

«В
В новом выставочном пространстве Серпухова оборудовали комнату, где можно обсудить увиденное 

Советская власть уволила Владимира с высоких постов, но назначила высокую пенсию, а потом и вовсе подняла на пьедестал.

На выставке в Серпухове можно увидеть не только редкие работы обоих братьев, но еще и понюхать воздух эпохи. Причем в прямом смысле. Рядом с полотнами разместили коробочки хлопка с запахом той или иной картины.

А теперь шок-контент два: художников Маковских было не два, а четыре! У братьев был еще средний брат Николай и сестра Александра. Директор Серпуховского музея Жанна Алейникова не исключила, что в будущем на одной площадке представят работы всего талантливого семейства.