За что на самом деле наказали Шарапову
Уничтожение российского спорта – дело техники
В инфополе регулярно появляются сообщения о том, что российских спортсменов могут отстранить от участия в Олимпиаде в Рио, а также от других международных соревнований. Повод один - допинг, допинг и еще раз допинг. Я не буду углубляться в историю мельдония и в околоспортивные интриги, а предлагаю посмотреть на ситуацию с точки зрения информационной войны. Возможно, вы удивитесь, но всё резко станет намного понятнее.
Давайте посмотрим, какие направления атаки можно выбрать, если перед вами стоит задача дискредитировать Россию в глазах международной аудитории да и самих россиян. Чем россияне гордятся? Приходят в голову знаковые вещи: армия, спортивные успехи и крупные проекты вроде Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке или моста в Крым. А теперь включаем память. Про армию нам гадости рассказывают? Рассказывают. Рассказы про "картонную Армату" все помнят? Нелетающую "Булаву"? А бесконечные вбросы о том, что российская авиация бомбит в Сирии больницы и лагеря беженцев? Вырисовывается вполне последовательная кампания по дискредитации армии.
Теперь вспомним, как мочили Олимпиаду в Сочи. Коррупция, разваливающиеся отели, рассказы про курорт, на который никто не приедет, обиженные геи и так далее. Сейчас, оглядываясь назад, любому объективному наблюдателю понятно, что это тоже была продуманная кампания по дискредитации.
Ну а теперь пришло время российского спорта в целом. И тут нужно признать, что российскому спорту сильно не повезло. Дело в том, что имидж армии и крупных российских проектов защищают профессиональные пиарщики, а имидж российского спорта защищает Мутко. Информационные войны немного напоминают шахматы, и если говорить шахматным языком, то Мутко поставили детский мат в два хода. Ход первый – нашли советский препарат, который используется преимущественно российскими спортсменами и объявили его допингом. И второй ход – нашли недовольных чиновников, и наши антидопинговые структуры, которые в обмен на возможность эмигрировать на Запад и получать там хорошие деньги, дали западным СМИ и чиновникам от спорта нужные показания. Дальнейшее добивание имиджа российского спорта – это уже дело техники. Кстати, сразу после мельдониевого скандала Всемирное антидопинговое агентство запросило резкое увеличение финансирования на оплату услуг информаторов и их охрану. Отмыться будет очень сложно, но это не повод гордо хлопать дверью, объявлять бойкот, проводить свою собственную Олимпиаду между сборными Бирюлева и Бибирева, а повод учиться.
Из наших спортсменов, которых задел мельдониевый скандал, лучше всех отбилась Шарапова, которая попала под раздачу как символ успешного российского спортсмена, который прочно ассоциируется с Россией. В современном мире образ России ассоциируется прежде всего не с Гагариным, не с Пушкиным и не с Львом Толстым, а с Шараповой. Спросите у своих иностранных знакомых. Мир такой сейчас. Именно за это она и попала под каток. Но её пиарщики показали просто мастер-класс по кризисному менеджменту, который будут еще много лет изучать во всех профильных вузах: собрала пресс-конференцию и дала свою (выигрышную для нее) версию событий, взяла на себя ответственность за ошибки, вызвав при этом симпатию аудитории, работала со своими болельщиками и спонсорами, а не свела всё к юридическим препирательствам со спортивными чиновниками. Теперь она выглядит не как пойманный преступник, а как невинная жертва давления бездушных бюрократов. Мутко тоже показал много чего интересного, но его "кейс" будут изучать в качестве примера того, как не надо делать. Я не говорю о том, что Мутко плохой. Просто он наивно думает, что в современном мире министр спорта – это просто чиновник, отвечающий за спорт. А ведь это далеко не так.
Ну и какой выход? Учиться, учиться и ещё раз учиться. Нужно понять, что большой спорт – это сфера национальных интересов и одновременно большой бизнес. И, как всякому большому бизнесу, российскому спорту нужно правильное и, к сожалению, дорогостоящее юридическое, научное, фармакологическое, лоббистское и даже антишпионское сопровождение. И, конечно же, соответствующий пиар. Пусть сложившаяся ситуация будет для нас уроком. Я уверен, что через несколько лет, нас ждут победы не только на спортивных площадках, но и в информационной войне вокруг спортивных событий. Мы очень быстро учимся, и те, кто на нас нападают, потом очень сильно жалеют об этом.
Уверен, так будет и в этом случае.