Ни детей, ни мужа: звезда «Маленькой Веры» Наталья Негода стала затворницей

Как сейчас живет Наталья Негода
Наталья Негода не любит вспоминать прославившую ее роль, но периодически приходится. Фото: Астапкович Владимир/ИТАР-ТАСС
Актриса на всю жизнь стала заложницей своей главной роли

Дочь актера московского ТЮЗа Игоря Негоды и телережиссера Тамары Павлюченко, работавшей в популярных программах «Будильник», «До 16 и старше» и других, грезила балетом, мечтая стать примой Большого театра и порхать по сцене. Однако в училище Наташу забраковали – не устроила ее комплекция, не увидели в девочке пластичности.

Тогда Наталья Негода решила, что будет актрисой, как папа, хотя родители были против такого выбора. С первого раза поступить ей не удалось. Отработав год в Театральном музее им. Бахрушина экскурсоводом, девушка все же стала студенткой Школы-студии МХАТ.

«Как
Актриса стала заложницей одной роли. Фото: кадр из фильма «Маленькая Вера»

Все ее друзья учились курсом старше: так получилось, что вместе постигали секреты мастерства дети известных советских актеров – Александра Табакова, Михаил Ефремов, Мария Евстигнеева, Вячеслав Невинный – младший, Сергей Вельяминов.

Когда Миша Ефремов вернулся в 1985 году из армии, у них с Наташей закрутился бурный роман, длившийся около трех лет. В их окружении считали, что они очень подходят друг другу, однако взрывной импульсивный Михаил однажды переметнулся к другой Наталье – Ионовой, ныне живущей в Австрии. А попутно успел жениться, впрочем, брак был фиктивный и длился всего два месяца: Миша просто помог однокурснице Елене Гольяновой получить прописку в Москве.

– Союз у них был сплетнеобразующий. Роман угарный. И существуй тогда светская хроника как жанр, они обеспечили бы хлебом насущным легион папарацци. Перед съемками «Маленькой Веры» пара скандально разошлась, а во время работы до Ефремова долетали из Мариуполя слухи об интрижке его бывшей пассии с партнером по фильму красавцем Андреем Соколовым. Хотя, думаю, разговоры были определены сюжетом ленты и скандальной постельной сценой, ставшей в истории советского кино революционной. Свечку никто не держал, сама же Наталья игриво отшучивалась, – вспоминает в своей книге «”Взгляд” – битлы перестройки. Они играли на кремлевских нервах» журналист Евгений Додолев.

Получив диплом в 1986 году, Наталья устроилась в столичный ТЮЗ, где работал ее отец. Роли зайчиков или мальчика Ванюшки – не совсем то, о чем мечтает молодая, полная сил актриса, ученица самого Олега Ефремова. Но другого пока не предлагали. В 1985-м она мелькнет в сериале «Этот фантастический мир», а в 1987-м сыграет у Юрия Кары в фильме «Завтра была война» девятиклассницу Зину.

Отправившись за гонораром на студию им. Горького, Наталья столкнется с администратором «Маленькой Веры». Та отведет ее к Василию Пичулу – начинающему режиссеру. Он уже утвердил на главную роль Ирину Апексимову, но первокурсница одновременно прошла отбор в картину «Башня» Виктора Трегубовича и по совету своего учителя Олега Табакова решила выбрать маститого режиссера. Пробовалась также Яна Поплавская, но и с ней не срослось. А Негода подошла и, главное, – согласилась. Позже она вспоминала, что это было лето, в театре каникулы, а съемки планировались на море, в Мариуполе, что сыграло решающую роль. Ее подругу по фильму играла подруга в жизни Саша Табакова. К слову, на эту роль пробовалась будущая телеведущая Ксения Стриж, но вообще Пичул хотел снимать Алику Смехову. Однако последняя сначала поставила кучу условий, а потом заявила, что у нее горит путевка в Сочи, и упорхнула отдыхать.

– Накануне съемок сложной сцены, где подруга Веры показывает позу «Ха!», Наталья Негода и Александра Табакова развлекались с приехавшими на гастроли Янковским и Абдуловым, – вспоминал потом режиссер картины Василий Пичул, подтверждая версию о том, что съемки девчонки восприняли скорее как отпуск. – Наутро девушки явились с опозданием и в веселом настроении. Снимать их было нельзя, я был в шоке…

«Как
Подружки в жизни и в кино Наталья Негода и Саша Табакова повеселились на съемках. Фото: кадр из фильма «Маленькая Вера».

После выхода фильма в 1988 году на 25-летнюю Наталью обрушилась всесоюзная слава, чего, в общем-то, никто не ожидал. Но фильм стал прорывом, революцией в кино, бомбой. Конечно, огромную роль в этом сыграла откровенная сцена – в советском кино такого еще не показывали. Самое интересное, что в сценарии ее не было: уже во время съемок режиссер решил, так сказать, усилить видеоряд. Впрочем, нельзя сказать, что фильм держится только на этом. На самом деле, это серьезная глубокая картина, показавшая жизнь простых людей без прикрас. Хотя, конечно, многие шли в кино на «клубничку». И ругали потом фильм нещадно – за распущенность.

Как бы там ни было, картину посмотрели 55 миллионов человек. Она получила массу призов, в том числе международных, а Негода была названа лучшей актрисой 1988 года в СССР, кроме того, ей вручили приз за лучшую женскую роль на международных кинофестивалях 1988 года в Боготе и в Женеве.

«Как
Наталья Негода c наградой Гран-при «Золотой Хьюго» за лучший фильм на международном кинофестивале в Чикаго, 1989 г. Фото: Анатолий Морковкин/ТАСС

На тот момент она встречалась с экономистом Сергеем Толстиковым, впоследствии занявшим должность исполнительного директора Фонда кино. А тогда юные, безбашенные Наталья с Сергеем (женатым, надо сказать) веселятся в компании будущих мэтров телевидения Константином Эрнстом и Александром Любимовым, «машиниста» Андрея Макаревича** и журналиста Евгения Додолева, описавшего эти бурные дни в своей книге:

– Рекордным было лето 1989 года. Тогда в отведенный 27-летнему биологу Константин Львовичу Эрнсту номер на втором этаже чудо-пансионата вселилось полдюжины непростых гостей! Андрей Макаревич**, Саша Любимов, Наташа Негода + Сергей Толстиков и я.

Правда, тогдашний секс-символ державы Негода, приехавшая в Никитский вместе со своим ухажером Толстиковым, через пару дней нашла какую-то частную квартирку на горе, между Нижним и Приморским парками. И влюбленная парочка оперативно освободила шикарный балкон, на котором располагалась койка их медового месяца. Условно говоря, медового, поскольку Сергей, как жаловалась нам по пьяной лавочке Наталья, был хронически женат. Впрочем, лет 10 или более после той поездки они прожили душа в душу; не знаю уж, насколько юридически при этом легализовав свои взаимоотношения.

К слову, в том же 1989-м Наталья совершит еще один ошеломивший всех поступок: согласится сняться в журнале Playboy – первой из советских женщин. Получит немыслимый по тем временам гонорар, который с легкостью просадит.

– Наталья по-купечески транжирила, просаживая гонорар от «голых» заокеанских съемок с легкостью венского вальса. Не то чтобы денег было очень много – просто казалось, что это лишь начало и дальше всего будет больше. Долларов, обложек, премий, ролей, восторгов. Коротким был шаг от стандартной платы за роль комсомолки Зины в фильме «Завтра была война» до $$$-вознаграждения за съемку в самом популярном на тот момент журнале мира (за попытку провести экземпляр которого в страну можно было совсем недавно вылететь из партии, лишиться работы и погубить жизнь и карьеру), – пишет Евгений Додолев.

Из ТЮЗа Наталья уволилась еще после выхода «Маленькой Веры», видимо, рассчитывая, что уж теперь пойдут предложения. Они действительно появились, но все одинаковые – роль девочки из рабочей семьи, пэтэушницы, разбитной девахи. Негода стала заложницей образа Веры, но не хотела погрязнуть в этом типаже и от подобных сценариев отказывалась.

А потом наступили 1990-е, и в кино началась разруха, впрочем, как и в любой другой сфере. Негоду как раз позвали сначала в американский фильм, снимавшийся в Москве, а потом и вовсе в Голливуд. Она предложение, разумеется, приняла – кто же от такого отказывается! Однако четыре абсолютно проходных фильма не то что славы, известности не принесли. Впрочем, позволили без проблем пережить сложный период, когда многие коллеги пошли таксовать, торговать, а то и вовсе мыть полы. Да еще купить неплохую «двушку» на Фрунзенской набережной (в этой квартире она живет и сейчас). Наталья изначально не собиралась эмигрировать, она просто работала в США, часто приезжая на родину.

«Как
В 1990 году Наталью пригласили объявить одного из победителей премии «Оскар». Легендарный Джек Леммон приехал в Россию, чтобы вместе с Натальей появиться в прямом эфире церемонии. Съемки велись в концертном зале «Россия». Фото: Яцина Владимир/ИТАР-ТАСС

В Америке она вышла замуж за русского эмигранта, никакого отношения к кино не имевшего. Прожили они 13 лет, детей в браке не случилось. Об этой истории, как и вообще о личной жизни, Наталья упорно молчит.

В 2007-м Негода окончательно вернулась в Москву, ей было 44 года. Ее позвали в картину «Бубен, барабан», вышедшую в 2009 году. За роль провинциальной библиотекарши Наталья получила премии «Золотой орел» и «Белый слон». Затем снялась в фильме 2018 года «Ван Гоги».

«Как
Актриса Наталья Негода (справа) в сцене из фильма «Бубен, барабан» режиссера Андрея Мизгирева. Фото ИТАР-ТАСС/ кинокомпания «Централ Партнершип»

Актриса уверяет, что избаловалась и не хочет принимать предложения только ради заработка. Называет себя «Обломовым». При этом она не появляется на кинотусовках, не ходит на фестивали и премьеры, почти не светится в телевизоре и не дает интервью, живет затворницей.

В 2018 году Негоде исполнилось 55, а фильму, ее прославившему, – 30 лет. По этому поводу актриса согласилась прийти в студию к Андрею Малахову, где встретилась с коллегами Андреем Соколовым, Людмилой Зайцевой, Юрием Назаровым. Однако на вопросы о личной жизни, даже прошлой, отвечать снова наотрез отказалась.

– Единственное место, где ощущаю себя не чужаком, – мой дом, – признавалась как-то Негода в интервью. – Поэтому дома редко бывают чужие люди… Один приятель сказал: «Какую-то нору себе соорудила. Заберешься и живешь со своими книжками. Нос или лапку на улицу высунешь: «Нет… Зябко. Скорей обратно зализывать ранки». Дом – место, где не надо быть такой, какой тебя представляют.

Она точно знает, что любой выход в свет закончится расспросами о «той самой сцене», об отношениях с Андреем Соколовым на съемках, о других ее мужчинах. Но не хочет столько лет пережевывать одно и то же, пытаясь объяснить, что она и ее героиня Вера – два совершенно разных человека.

Впрочем, порой 58-летняя Негода все же выбирается из своей «норы». Правда, говорить все равно приходится о единственном известном фильме в ее карьере. В марте этого года она побывала в Екатеринбурге на показе «Маленькой Веры» в Ельцин-Центре и приняла участие во встрече со зрителями.

«Как
Наталья Негода и кинокритик Вячеслав Шмыров на показе «Маленькой Веры» в Ельцин-Центре, 7 марта 2020 года. Фото: Иван Абатуров/wikipedia.org

– На самом деле, нам повезло. Фильм прошел под лозунгом того, что дал стране Горбачев, – перестройка, гласность, мы на Западе очень стали популярны на этом фоне. «Маленькую Веру» немножко тормозили, полгода не могли понять, выпускать или не выпускать в прокат, и нам страшно повезло, что приехал Роберт Редфорд и сразу взял фильм к себе на фестиваль. Наверное, если бы не волна интереса к России, то на Западе фильмом бы не заинтересовались, а если говорить про нашу страну, то давайте не будем лукавить, по большей части своим успехом фильм обязан тем самым злополучным сценам, за которые нас до сих пор полощут по всем передачам. Мы получали письма мешками, из них 95 процентов – просто жутко ругательных. А это говорит о том, что людей задело, цепануло, они не могли молчать. Я вот думаю, какое счастье, что тогда не было интернета. Мы бы, наверное, все сдохли от помоев, которые бы на нас вылили. А еще писали: «Где вы такое нашли? Мы так не живем!» У нас в России до сих пор так живут. Мало что меняется, к сожалению, а человек вообще не меняется, – рассказала Наталья Негода корреспонденту сайта Ельцин-Центра.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


«Пришлось вызывать врача»: на съемках «Здравствуйте, я ваша тетя!» съемочную группу покусали обезьяны
«Обозвал его дураком»: за что писатель Лем «наехал» на режиссера Тарковского