Оркестр, яблоки и отсутствие украинских карателей: над чем смеялись историки, посмотрев «Собибор» Хабенского

Израильский историк Арон Шнеер считает, что фильм далек от реальной истории побега из лагеря смерти
Константин Хабенский – режиссер и исполнитель главной роли в фильме «Собибор»
Константин Хабенский – режиссер и исполнитель главной роли в фильме «Собибор». Кадр из фильма
Константин Хабенский – режиссер и исполнитель главной роли в фильме «Собибор» Константин Хабенский – режиссер и исполнитель главной роли в фильме «Собибор»

Снимая исторические фильмы, основанные на реальных событиях, кинематографисты берут на себя двойную ответственность. Во-первых, нужно сохранить историческую достоверность. Во-вторых, снять историю так, чтобы зритель не заскучал. Но совместить это на деле бывает непросто, поэтому правдивость частенько приносится в жертву зрелищности.

Так случилось и с фильмом Константина Хабенского «Собибор», рассказывающим о побеге из одноименного лагеря смерти, который совершила в 1943 году группа евреев во главе с красноармейцем Александром Печерским.

Как все произошло на самом деле

Ничем не примечательный делопроизводитель одного из артиллерийских полков Александр Печерский попал в плен осенью 1941 года под Вязьмой. Его переводили из лагеря в лагерь, пока однажды на медосмотре в Минске не обнаружили, что он еврей. Тогда планы относительно него изменились. Ранним утром 18 сентября 1943 года его отвели на вокзал, сказав, что он едет работать в Германию, но следующей остановкой поезда оказался лагерь смерти Собибор.

Сам Печерский и еще несколько евреев, чей дух нацистам сломить не удалось, начали готовить план восстания. План был рискованным, но давал людям шанс на спасение. Александр и его товарищи решили под разными предлогами завлечь в закрытые места всех офицеров, убить их по одному, завладеть оружием, уничтожить охранников, а затем вырваться с территории лагеря.

Реализовать задуманное удалось 14 октября. 11 из 12-ти офицеров были убиты, а «Сашко» и более 400 пленников Собибора под пулеметным огнем с вышек рванулись на волю. Кто-то погиб при взрыве мин на поле вокруг лагеря, кого-то поймали и сдали немцам польские крестьяне, кого-то немцы нашли в лесах. Но 53 узника тем не менее выжили и дошли до конца войны.

Александр с восемью товарищами после побега смог добраться до брестских партизан. Он был подрывником, освобождал Белоруссию. Затем угодил в штрафбат, где «искупил кровью вину перед Родиной» и был демобилизован.  В госпитале познакомился со своей второй женой Ольгой, но сразу после окончания войны зажить счастливой жизнью у них не получилось, потому что Печерского арестовали и обвинили в предательстве. Но он и тут не сломался: выжил и дождался освобождения. Умер Александр Аронович в Ростове-на-Дону в 1990 году.

Читайте также: Зал встал после показа фильма «Собибор» в ООН

Алесандр Печерский, руководитель восстания узников Собибора
Алесандр Печерский, руководитель восстания узников Собибора. Источник: wikimedia.org

Историк Арон Шнеер о «Собиборе»

О том, насколько хорошо создателям фильма «Собибор» удалось передать то, что происходило в лагере, мы спросили известного историка, автора книг и публикаций о Второй мировой войне, сотрудника Национального института памяти жертв нацизма и героев сопротивления «Яд ва-Шем» (Израиль) Арона Ильича ШНЕЕРА.

Арон Ильич участвовал в обсуждении фильма после его совместной премьеры, которая прошла одновременно в израильском Кнессете и российском Совете Федерации, где присутствовала в том числе председатель Совфеда Валентина Матвиенко. Тогда он не стал омрачать сам факт премьеры и не сказал всего, что думает. Но фильм его как историка глубоко разочаровал.

Кристофер Ламберт. Кадр из фильма «Собибор» (2018)
Кристофер Ламберт в роли Карла Френцеля. Кадр из фильма «Собибор»

«Фильм Хабенского чрезвычайно фрагментарен, сюжетные линии обрываются. Но я смотрю на него в первую очередь с точки зрения историка и вижу грубые исторические ошибки. К примеру, в фильме тела убитых сжигают в крематории, из труб валит черный дым. Но в Собиборе, Треблинке, Белжеце, Хелмно никогда не было крематориев, тела там жгли прямо под открытым небом.

В другом эпизоде мы видим, что в Собибор из другого лагеря прибыл эшелон с телами для сожжения. Такого быть не могло: зачем из одного лагеря везти мертвых в другой, если можно сжигать их на месте? Кстати, все погибшие узники в эшелоне почему-то одеты в арестантские робы. Никогда доставляемых в лагеря смерти не переодевали! Их раздевали и отправляли на смерть! Рабочие команды, за исключением Треблинки, ходили в своих одеждах.

И главное: весь пиар фильма вертится вокруг того, что восстание в Собиборе было уникальным, единственным, самым удачным. И зрители, не слишком хорошо знакомые с историей, могут в это поверить и не узнать, что в августе 1943 года из лагеря смерти Треблинка-2 тоже сбежали узники, причем они почти полностью уничтожили лагерь – настолько, что немцы посчитали бессмысленным его восстанавливать. Так что восстание в Собиборе не было уникальным и не только там люди проявили героизм. Об этом никак нельзя забывать».

Кадр из фильма «Собибор»
Кадр из фильма «Собибор»

Согласно рекламе именно восстание в Собиборе стало «апогеем еврейского сопротивления фашизму» и именно после него Гиммлер якобы приказал ликвидировать лагеря смерти.

«На самом деле решение об их ликвидации было принято еще раньше, в конце июля 1943 года, в связи с ликвидацией почти всех евреев Польши. Тогда же Собибор было решено превратить в концлагерь с мастерскими по ремонту трофейного оружия. Поэтому и прибыли из Минска специалисты (военнопленные) для строительства нового лагеря».

К важным ошибкам «Собибора», по мнению Шнеера, можно отнести и то, что среди героев фильма нет товарищей Печерского, которые участвовали в восстании и были основой его боевой группы. Это Аркадий Вайспапир, Семен Розенфельд, Алексей Вайцен, Шубаев и другие. Без них побег был бы невозможен.

Еще одна ошибка, вернее, умышленная недосказанность картины Константина Хабенского, состоит в том, что в ней охраняли евреев только немцы. А в реальности кроме 20-30 немецких эсэсовцев, руководивших процессом уничтожения, непосредственное участие в издевательствах над узниками принимали около сотни служивших в лагере вахманов СС. Все они - выпускники учебного лагеря СС в Травниках близ Люблина, в основном украинцы по происхождению. Очевидно, из-за напряженных отношений России с Украиной создатели фильма решили этого не показывать и не подливать масла в огонь. Но правдивость картины при этом серьезно пострадала.

Кстати, последнему факту Арон Шнеер посвятил целую книгу. Она называется «Профессия – смерть» и будет опубликована одним из московских издательств в ближайшие месяцы.

Кадр из фильма «Собибор» (2018)
Кадр из фильма «Собибор» (2018)

Другие ошибки в фильме

  • В начале картины в Собибор прибывает поезд с будущими жертвами лагеря. Он привез голландских евреев, которые выглядят так, как будто собрались на дачу. Встречают их к тому же с оркестром, чего на самом деле не было.
  • Между евреем Печерским из Советского Союза и евреями из Польши создатели фильма поначалу возвели некую стену, которую ему надо было преодолеть, чтобы доказать, что он ничем от них не отличается.
  • Вызывает вопросы и странный эпизод с яблочком. Печерский по требованию Карла Френцеля, коменданта 1 сектора лагеря, должен расколоть огромный пень, и если бы он не справился, то комендант приказал бы расстрелять каждого десятого из присутствующих там узников. Александр задачу выполнил, и Френцель в награду протягивает ему яблоко. На самом деле в своих воспоминаниях Печерский упоминал, что Френцель предложил ему пачку сигарет.
  • Очень странным показался многим тот момент, когда накануне восстания Печерский добровольно решил заменить узника, которого заставили вместо лошади впрячься в телегу и катать по двору пирующих немцев. Героизма Печерскому, конечно, добавили, но настоящий участник этой трагедии вряд ли мог так поступить, поставив под удар все восстание.
  • Покидающие лагерь евреи, проходя мимо раненого Френцеля, снимают шапки, будто следуя условному инстинкту. Настоящие узники в такой ситуации вряд ли обратили бы на него внимание.
  • В конце фильма на экране появляется странный текст, о том, что «Печерский перешел линию фронта...» От Собибора до линии фронта осенью 1943 года Печерский и его товарищи явно добраться не могли. Они пробились к партизанам и только к лету 1944 года соединились с частями Красной армии, воевали в составе партизанского отряда, а затем в рядах регулярной Красной армии.
  • Там же в финальных титрах можно прочитать о 18-ти нацистах, убитых в послевоенные годы в Бразилии тем самым еврейским юношей, который дрожал от страха во время восстания. Да, один из нацистов, служивших в Собиборе, действительно умер в Бразилии при странных обстоятельствах. Но обстоятельства его гибели так и остались тайной, и уж явным враньем является заявление о том, что убитых нацистов было 18.

Читайте также: Хабенский учинил скандал на пресс-кон­фе­рен­ции

Дадут ли Хабенскому «Оскар»?

«Собибор» Константина Хабенского посмотрели и на Западе. Как стало известно, на следующей церемонии вручения премии Американской киноакадемии он может побороться за награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Впрочем, в его успех верят немногие. Арон Шнеер, в свою очередь, считает, что творение Хабенского может «выехать» исключительно за счет использования темы Холокоста.

«Включение этого фильма в список возможных претендентов на «Оскар» меня очень удивило. Талантливые, умные, заслуженные члены комиссии по выдвижению фильма на эту премию, мне кажется, показали свою безответственность и расписались в полной беспомощности противостоять глобальному пиару и давлению.

Темой Холокоста нельзя спекулировать. Удобно сказать, что если не дадут премию, то это из-за антироссийских настроений. А членам жюри «Оскара» может показаться неудобным не наградить фильм, рассказывающий о трагедии Холокоста. Своеобразный капкан получается», – считает Шнеер.

Читайте также: Фильм Хабенского «Собибор» потряс пред­ста­ви­те­лей Госдепа и Израиля

Ранее известный многим пользователям рунета критик и видеоблогер Евгений Баженов, он же BadComedian, заявил, что создатели фильма не справились с поставленной задачей и фильм, снятый по столь трагической и и страшной истории, у них получился «слабым, отвратительным и бездарным». «В Америке Хабенского никто не знает, а потому даже его имя не спасет «Собибор» от провала», – уверен Баженов.

Вам может быть интересно: