Оркестр, яблоки и отсутствие украинских карателей: над чем смеялись историки, посмотрев «Собибор» Хабенского

Константин Хабенский – режиссер и исполнитель главной роли в фильме «Собибор»
Константин Хабенский – режиссер и исполнитель главной роли в фильме «Собибор». Кадр из фильма
Израильский историк Арон Шнеер считает, что фильм далек от реальной истории побега из лагеря смерти

Снимая исторические фильмы, основанные на реальных событиях, кинематографисты берут на себя двойную ответственность. Во-первых, нужно сохранить историческую достоверность. Во-вторых, снять историю так, чтобы зритель не заскучал. Но совместить это на деле бывает непросто, поэтому правдивость частенько приносится в жертву зрелищности.

Так случилось и с фильмом Константина Хабенского «Собибор», рассказывающим о побеге из одноименного лагеря смерти, который совершила в 1943 году группа евреев во главе с красноармейцем Александром Печерским.

Как все произошло на самом деле

Ничем не примечательный делопроизводитель одного из артиллерийских полков Александр Печерский попал в плен осенью 1941 года под Вязьмой. Его переводили из лагеря в лагерь, пока однажды на медосмотре в Минске не обнаружили, что он еврей. Тогда планы относительно него изменились. Ранним утром 18 сентября 1943 года его отвели на вокзал, сказав, что он едет работать в Германию, но следующей остановкой поезда оказался лагерь смерти Собибор.

Сам Печерский и еще несколько евреев, чей дух нацистам сломить не удалось, начали готовить план восстания. План был рискованным, но давал людям шанс на спасение. Александр и его товарищи решили под разными предлогами завлечь в закрытые места всех офицеров, убить их по одному, завладеть оружием, уничтожить охранников, а затем вырваться с территории лагеря.

Реализовать задуманное удалось 14 октября. 11 из 12-ти офицеров были убиты, а «Сашко» и более 400 пленников Собибора под пулеметным огнем с вышек рванулись на волю. Кто-то погиб при взрыве мин на поле вокруг лагеря, кого-то поймали и сдали немцам польские крестьяне, кого-то немцы нашли в лесах. Но 53 узника тем не менее выжили и дошли до конца войны.

Александр с восемью товарищами после побега смог добраться до брестских партизан. Он был подрывником, освобождал Белоруссию. Затем угодил в штрафбат, где «искупил кровью вину перед Родиной» и был демобилизован.  В госпитале познакомился со своей второй женой Ольгой, но сразу после окончания войны зажить счастливой жизнью у них не получилось, потому что Печерского арестовали и обвинили в предательстве. Но он и тут не сломался: выжил и дождался освобождения. Умер Александр Аронович в Ростове-на-Дону в 1990 году.

Читайте также: Зал встал после показа фильма «Собибор» в ООН

Алесандр Печерский, руководитель восстания узников Собибора
Алесандр Печерский, руководитель восстания узников Собибора. Источник: wikimedia.org

Историк Арон Шнеер о «Собиборе»

О том, насколько хорошо создателям фильма «Собибор» удалось передать то, что происходило в лагере, мы спросили известного историка, автора книг и публикаций о Второй мировой войне, сотрудника Национального института памяти жертв нацизма и героев сопротивления «Яд ва-Шем» (Израиль) Арона Ильича ШНЕЕРА.

Арон Ильич участвовал в обсуждении фильма после его совместной премьеры, которая прошла одновременно в израильском Кнессете и российском Совете Федерации, где присутствовала в том числе председатель Совфеда Валентина Матвиенко. Тогда он не стал омрачать сам факт премьеры и не сказал всего, что думает. Но фильм его как историка глубоко разочаровал.

Кристофер Ламберт. Кадр из фильма «Собибор» (2018)
Кристофер Ламберт в роли Карла Френцеля. Кадр из фильма «Собибор»

«Фильм Хабенского чрезвычайно фрагментарен, сюжетные линии обрываются. Но я смотрю на него в первую очередь с точки зрения историка и вижу грубые исторические ошибки. К примеру, в фильме тела убитых сжигают в крематории, из труб валит черный дым. Но в Собиборе, Треблинке, Белжеце, Хелмно никогда не было крематориев, тела там жгли прямо под открытым небом.

В другом эпизоде мы видим, что в Собибор из другого лагеря прибыл эшелон с телами для сожжения. Такого быть не могло: зачем из одного лагеря везти мертвых в другой, если можно сжигать их на месте? Кстати, все погибшие узники в эшелоне почему-то одеты в арестантские робы. Никогда доставляемых в лагеря смерти не переодевали! Их раздевали и отправляли на смерть! Рабочие команды, за исключением Треблинки, ходили в своих одеждах.

И главное: весь пиар фильма вертится вокруг того, что восстание в Собиборе было уникальным, единственным, самым удачным. И зрители, не слишком хорошо знакомые с историей, могут в это поверить и не узнать, что в августе 1943 года из лагеря смерти Треблинка-2 тоже сбежали узники, причем они почти полностью уничтожили лагерь – настолько, что немцы посчитали бессмысленным его восстанавливать. Так что восстание в Собиборе не было уникальным и не только там люди проявили героизм. Об этом никак нельзя забывать».

Кадр из фильма «Собибор»
Кадр из фильма «Собибор»

Согласно рекламе именно восстание в Собиборе стало «апогеем еврейского сопротивления фашизму» и именно после него Гиммлер якобы приказал ликвидировать лагеря смерти.

«На самом деле решение об их ликвидации было принято еще раньше, в конце июля 1943 года, в связи с ликвидацией почти всех евреев Польши. Тогда же Собибор было решено превратить в концлагерь с мастерскими по ремонту трофейного оружия. Поэтому и прибыли из Минска специалисты (военнопленные) для строительства нового лагеря».

К важным ошибкам «Собибора», по мнению Шнеера, можно отнести и то, что среди героев фильма нет товарищей Печерского, которые участвовали в восстании и были основой его боевой группы. Это Аркадий Вайспапир, Семен Розенфельд, Алексей Вайцен, Шубаев и другие. Без них побег был бы невозможен.

Еще одна ошибка, вернее, умышленная недосказанность картины Константина Хабенского, состоит в том, что в ней охраняли евреев только немцы. А в реальности кроме 20-30 немецких эсэсовцев, руководивших процессом уничтожения, непосредственное участие в издевательствах над узниками принимали около сотни служивших в лагере вахманов СС. Все они - выпускники учебного лагеря СС в Травниках близ Люблина, в основном украинцы по происхождению. Очевидно, из-за напряженных отношений России с Украиной создатели фильма решили этого не показывать и не подливать масла в огонь. Но правдивость картины при этом серьезно пострадала.

Кстати, последнему факту Арон Шнеер посвятил целую книгу. Она называется «Профессия – смерть» и будет опубликована одним из московских издательств в ближайшие месяцы.

Кадр из фильма «Собибор» (2018)
Кадр из фильма «Собибор» (2018)

Другие ошибки в фильме

  • В начале картины в Собибор прибывает поезд с будущими жертвами лагеря. Он привез голландских евреев, которые выглядят так, как будто собрались на дачу. Встречают их к тому же с оркестром, чего на самом деле не было.
  • Между евреем Печерским из Советского Союза и евреями из Польши создатели фильма поначалу возвели некую стену, которую ему надо было преодолеть, чтобы доказать, что он ничем от них не отличается.
  • Вызывает вопросы и странный эпизод с яблочком. Печерский по требованию Карла Френцеля, коменданта 1 сектора лагеря, должен расколоть огромный пень, и если бы он не справился, то комендант приказал бы расстрелять каждого десятого из присутствующих там узников. Александр задачу выполнил, и Френцель в награду протягивает ему яблоко. На самом деле в своих воспоминаниях Печерский упоминал, что Френцель предложил ему пачку сигарет.
  • Очень странным показался многим тот момент, когда накануне восстания Печерский добровольно решил заменить узника, которого заставили вместо лошади впрячься в телегу и катать по двору пирующих немцев. Героизма Печерскому, конечно, добавили, но настоящий участник этой трагедии вряд ли мог так поступить, поставив под удар все восстание.
  • Покидающие лагерь евреи, проходя мимо раненого Френцеля, снимают шапки, будто следуя условному инстинкту. Настоящие узники в такой ситуации вряд ли обратили бы на него внимание.
  • В конце фильма на экране появляется странный текст, о том, что «Печерский перешел линию фронта...» От Собибора до линии фронта осенью 1943 года Печерский и его товарищи явно добраться не могли. Они пробились к партизанам и только к лету 1944 года соединились с частями Красной армии, воевали в составе партизанского отряда, а затем в рядах регулярной Красной армии.
  • Там же в финальных титрах можно прочитать о 18-ти нацистах, убитых в послевоенные годы в Бразилии тем самым еврейским юношей, который дрожал от страха во время восстания. Да, один из нацистов, служивших в Собиборе, действительно умер в Бразилии при странных обстоятельствах. Но обстоятельства его гибели так и остались тайной, и уж явным враньем является заявление о том, что убитых нацистов было 18.

Читайте также: Хабенский учинил скандал на пресс-кон­фе­рен­ции

Дадут ли Хабенскому «Оскар»?

«Собибор» Константина Хабенского посмотрели и на Западе. Как стало известно, на следующей церемонии вручения премии Американской киноакадемии он может побороться за награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Впрочем, в его успех верят немногие. Арон Шнеер, в свою очередь, считает, что творение Хабенского может «выехать» исключительно за счет использования темы Холокоста.

«Включение этого фильма в список возможных претендентов на «Оскар» меня очень удивило. Талантливые, умные, заслуженные члены комиссии по выдвижению фильма на эту премию, мне кажется, показали свою безответственность и расписались в полной беспомощности противостоять глобальному пиару и давлению.

Темой Холокоста нельзя спекулировать. Удобно сказать, что если не дадут премию, то это из-за антироссийских настроений. А членам жюри «Оскара» может показаться неудобным не наградить фильм, рассказывающий о трагедии Холокоста. Своеобразный капкан получается», – считает Шнеер.

Читайте также: Фильм Хабенского «Собибор» потряс пред­ста­ви­те­лей Госдепа и Израиля

Ранее известный многим пользователям рунета критик и видеоблогер Евгений Баженов, он же BadComedian, заявил, что создатели фильма не справились с поставленной задачей и фильм, снятый по столь трагической и и страшной истории, у них получился «слабым, отвратительным и бездарным». «В Америке Хабенского никто не знает, а потому даже его имя не спасет «Собибор» от провала», – уверен Баженов.





Читайте также: