Гурченко, Орлова, Брыльска: как в СССР с киноэкранов диктовали моду

Одежда киноперсонажа порой настолько точно отражает его характер, что врезается в память зрителям и становится той самой деталью, без которой фильм не стал бы таким популярным
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.

Но ведь костюм или платье надо еще уметь носить. С этой задачей отлично справлялись такие легенды советского кино, как Любовь Орлова, Людмила Гурченко, Людмила Савельева, Барбара Брыльска, Алиса Фрейндлих, Наталья Селезнева.

«Весна», 1947 г.: послевоенная мода в кино

Кадры из фильма «Весна»

Кадры из фильма «Весна»
Кадры из фильма «Весна»

Всего два года назад окончилась страшная война, повсюду разруха, люди только начинают приходить в себя. И тут на экраны врывается, как свежий ветер, фильм Григория Александрова «Весна» с Любовью Орловой. В нем поют и танцуют, влюбляются и радуются жизни. Наверное, это было тогда необходимо советским людям, измученным долгой войной: увидеть, что есть еще на свете что-то светлое и красивое, дарящее надежду на лучшую жизнь.

Любовь Орлова поразила воображение женщин своими нарядами. Например, очень элегантно смотрелось темное платье, поверх которого красовался пиджак мужского покроя с широкими плечами. Такой силуэт сразу же стал популярным: женщины торопливо зарисовывали в темноте кинозала наряды Орловой, а потом старательно шили по этим рисункам сами или поручали это важное дело портнихе.

«Карнавальная ночь», 1957 г.: нью-лук - на десятилетие позже Европы

Кадр из фильма «Карнавальная ночь»
Кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Такого отечественный зритель еще не видел: в своей первой кинороли Людмила Гурченко сразила всех наповал нарядом в стиле нью-лук, придуманным в 40-х годах Кристианом Диором. В Европе уже давно носили такие платья — прилегающий лиф, узкая талия, очень широкая юбка. Но в Советском Союзе эта мода появилась только после выхода на экраны «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова с неподражаемой Гурченко.

Читайте также: Элегантность навсегда: правила безупречного стиля от Кристиана Диора 

Модницы мгновенно оккупировали ателье, чтобы обзавестись таким же платьем. Впрочем, продержался нью-лук в стране недолго: очень уж поздно спохватились. Совсем скоро, уже в 60-х, его сменил минимализм. Да и в самом деле: лаконичный фасон намного удобнее и практичнее необъятно широких накрахмаленных юбок из катастрофически мнущихся тканей. Однако стильная Леночка Крылова в исполнении юной Гурченко до сих пор привлекает восхищенное внимание всякий раз, когда мы пересматриваем легендарную новогоднюю комедию.

«Война и мир», 1968 г.: 12 тысяч костюмов для фильма

Кадр из фильма «Война и мир»
Кадр из фильма «Война и мир»

Это было беспрецедентно: для того, чтобы достоверно снять батальные сцены, создатели «Войны и мира» под руководством режиссера Сергея Бондарчука образовали специальный кавалерийский полк со всем снаряжением! Кроме того, огромные средства потребовались на обстановку XIX века — со всей мебелью и аксессуарами. И, конечно же, на костюмы, - их для фильма сшили 12 тысяч. Словом, «Война и мир» получилась одной из самых высокобюджетных картин в истории Советского Союза.

Читайте также: Почему Нонна Мордюкова ушла от Вячеслава Тихонова 

А среди всех исторических костюмов, конечно же, наиболее запоминающимся стало белое бальное платьице дебютантки Наташи Ростовой в исполнении Людмилы Савельевой. Художники по костюмам очень ответственно отнеслись к своей задаче и создали для бала Наташи платье, максимально отвечающее моде той эпохи, начала XIX века.

«Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.: красный, белый и розовый - фавориты

Зиночка в красном платье-рубашке
Зиночка в красном платье-рубашке

Модница Зиночка щеголяла в этом фильме эксклюзивными нарядами от Вячеслава Зайцева — в то время он делал первые шаги в мире моды, но имя смелого дизайнера-новатора уже было многим известно. Среди всех нарядов зрителям больше всего запомнилось, пожалуй, красное короткое платье-рубашка, смело надетое поверх полосатого топа, в котором героиня Натальи Селезневой поет  «Звенит январская вьюга». Уже в то время такой наряд мог считаться ретро, поскольку подобные коротенькие платьица и кукольный макияж модницы носили в 60-х. Впрочем, Селезнева со своей идеальной фигурой выглядит в нем просто потрясающе.

Зиночка в розовом платье
Зиночка в розовом платье

Зайцев создал и остальные наряды для фильма, в том числе — и белоснежный брючный костюм, и то самое ярко-розовое платье с геометрическими белыми линиями, при пошиве которого Зайцев использовал одновременно две длины — ультракороткое мини и сдержанное миди.

Зиночка в брючном костюме
Зиночка в брючном костюме

Конечно же, подобия этих нарядов можно было потом увидеть на многих советских девушках.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 г.: праздничное платье «на все времена»

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Поскольку этот фильм все жители СССР знали наизусть, любой из них с ходу мог ответить на вопрос: в чем встречала Новый год главная героиня — Надя Шевелева в исполнении Барбары Брыльской? Конечно же, в симпатичном платье горчичного цвета с поясом. Именно в нем она запомнилась зрителям, именно такое платье просили сшить в ателье тысячи модниц после просмотра фильма.

Читайте также: История самых известных киноплатьев Голливуда

Однако впервые это платье появилось на экране вовсе не на Наде. Тремя годами раньше вышел фильм «Опасный поворот», в котором героиня носит, судя по всему, именно это платье, — или его точную копию, — только более длинное. Поскольку художником по костюмам в обоих фильмах работала Ольга Кручинина, легко предположить, что она просто укоротила платье для «Иронии судьбы». В таком виде оно стало намного эффектнее: его заметили и запомнили.

«Служебный роман», 1977 г.: мымра превращается в модницу

Насколько отталкивающе и не женственно выглядит «мымра» в первой серии фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман», настолько элегантной и привлекательной предстает она перед нами во второй части. Алиса Фрейндлих, которая никогда не боялась выглядеть на экране некрасивой, с удовольствием пошла на этот эксперимент. Она увлеченно рылась в костюмерных «Мосфильма», подыскивая самый нелепый наряд для своей героини, и нашла бесформенный коричневый костюм самого ужасного вида.

Кадр из фильма «Служебный роман»
Кадр из фильма «Служебный роман»

Зато длинное платье из пестрой струящейся ткани, в котором она встречает у себя дома Новосельцева, разом превратило ее из бесполого непривлекательного существа в милую нежную женщину.

Кадр из фильма «Служебный роман»
Кадр из фильма «Служебный роман»

А платье в клетку, с крупными пуговицами, в котором преобразившаяся «мымра» пришла на работу после свидания, стало настоящим хитом 70-х. Алису Бруновну завалили письмами зрительницы: женщины признавались, что после фильма привели себя в порядок — сделали такую же прическу, как у героини Фрейндлих, сшили такое же платье, и теперь начинают чувствовать себя женщинами.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене и читайте классные истории!

Вам может быть интересно: