Гурченко, Орлова, Брыльска: как в СССР с киноэкранов диктовали моду

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.

Одежда киноперсонажа порой настолько точно отражает его характер, что врезается в память зрителям и становится той самой деталью, без которой фильм не стал бы таким популярным

Но ведь костюм или платье надо еще уметь носить. С этой задачей отлично справлялись такие легенды советского кино, как Любовь Орлова, Людмила Гурченко, Людмила Савельева, Барбара Брыльска, Алиса Фрейндлих, Наталья Селезнева.

«Весна», 1947 г.: послевоенная мода в кино

Кадры из фильма «Весна»

Всего два года назад окончилась страшная война, повсюду разруха, люди только начинают приходить в себя. И тут на экраны врывается, как свежий ветер, фильм Григория Александрова «Весна» с Любовью Орловой. В нем поют и танцуют, влюбляются и радуются жизни. Наверное, это было тогда необходимо советским людям, измученным долгой войной: увидеть, что есть еще на свете что-то светлое и красивое, дарящее надежду на лучшую жизнь.

Любовь Орлова поразила воображение женщин своими нарядами. Например, очень элегантно смотрелось темное платье, поверх которого красовался пиджак мужского покроя с широкими плечами. Такой силуэт сразу же стал популярным: женщины торопливо зарисовывали в темноте кинозала наряды Орловой, а потом старательно шили по этим рисункам сами или поручали это важное дело портнихе.

«Карнавальная ночь», 1957 г.: нью-лук - на десятилетие позже Европы

Кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Такого отечественный зритель еще не видел: в своей первой кинороли Людмила Гурченко сразила всех наповал нарядом в стиле нью-лук, придуманным в 40-х годах Кристианом Диором. В Европе уже давно носили такие платья — прилегающий лиф, узкая талия, очень широкая юбка. Но в Советском Союзе эта мода появилась только после выхода на экраны «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова с неподражаемой Гурченко.

Читайте также: Элегантность навсегда: правила безупречного стиля от Кристиана Диора 

Модницы мгновенно оккупировали ателье, чтобы обзавестись таким же платьем. Впрочем, продержался нью-лук в стране недолго: очень уж поздно спохватились. Совсем скоро, уже в 60-х, его сменил минимализм. Да и в самом деле: лаконичный фасон намного удобнее и практичнее необъятно широких накрахмаленных юбок из катастрофически мнущихся тканей. Однако стильная Леночка Крылова в исполнении юной Гурченко до сих пор привлекает восхищенное внимание всякий раз, когда мы пересматриваем легендарную новогоднюю комедию.

«Война и мир», 1968 г.: 12 тысяч костюмов для фильма

Кадр из фильма «Война и мир»

Это было беспрецедентно: для того, чтобы достоверно снять батальные сцены, создатели «Войны и мира» под руководством режиссера Сергея Бондарчука образовали специальный кавалерийский полк со всем снаряжением! Кроме того, огромные средства потребовались на обстановку XIX века — со всей мебелью и аксессуарами. И, конечно же, на костюмы, - их для фильма сшили 12 тысяч. Словом, «Война и мир» получилась одной из самых высокобюджетных картин в истории Советского Союза.

Читайте также: Почему Нонна Мордюкова ушла от Вячеслава Тихонова 

А среди всех исторических костюмов, конечно же, наиболее запоминающимся стало белое бальное платьице дебютантки Наташи Ростовой в исполнении Людмилы Савельевой. Художники по костюмам очень ответственно отнеслись к своей задаче и создали для бала Наташи платье, максимально отвечающее моде той эпохи, начала XIX века.

«Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.: красный, белый и розовый - фавориты

Зиночка в красном платье-рубашке

Модница Зиночка щеголяла в этом фильме эксклюзивными нарядами от Вячеслава Зайцева — в то время он делал первые шаги в мире моды, но имя смелого дизайнера-новатора уже было многим известно. Среди всех нарядов зрителям больше всего запомнилось, пожалуй, красное короткое платье-рубашка, смело надетое поверх полосатого топа, в котором героиня Натальи Селезневой поет  «Звенит январская вьюга». Уже в то время такой наряд мог считаться ретро, поскольку подобные коротенькие платьица и кукольный макияж модницы носили в 60-х. Впрочем, Селезнева со своей идеальной фигурой выглядит в нем просто потрясающе.

Зиночка в розовом платье

Зайцев создал и остальные наряды для фильма, в том числе — и белоснежный брючный костюм, и то самое ярко-розовое платье с геометрическими белыми линиями, при пошиве которого Зайцев использовал одновременно две длины — ультракороткое мини и сдержанное миди.

Зиночка в брючном костюме

Конечно же, подобия этих нарядов можно было потом увидеть на многих советских девушках.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 г.: праздничное платье «на все времена»

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Поскольку этот фильм все жители СССР знали наизусть, любой из них с ходу мог ответить на вопрос: в чем встречала Новый год главная героиня — Надя Шевелева в исполнении Барбары Брыльской? Конечно же, в симпатичном платье горчичного цвета с поясом. Именно в нем она запомнилась зрителям, именно такое платье просили сшить в ателье тысячи модниц после просмотра фильма.

Читайте также: История самых известных киноплатьев Голливуда

Однако впервые это платье появилось на экране вовсе не на Наде. Тремя годами раньше вышел фильм «Опасный поворот», в котором героиня носит, судя по всему, именно это платье, — или его точную копию, — только более длинное. Поскольку художником по костюмам в обоих фильмах работала Ольга Кручинина, легко предположить, что она просто укоротила платье для «Иронии судьбы». В таком виде оно стало намного эффектнее: его заметили и запомнили.

«Служебный роман», 1977 г.: мымра превращается в модницу

Насколько отталкивающе и не женственно выглядит «мымра» в первой серии фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман», настолько элегантной и привлекательной предстает она перед нами во второй части. Алиса Фрейндлих, которая никогда не боялась выглядеть на экране некрасивой, с удовольствием пошла на этот эксперимент. Она увлеченно рылась в костюмерных «Мосфильма», подыскивая самый нелепый наряд для своей героини, и нашла бесформенный коричневый костюм самого ужасного вида.

Кадр из фильма «Служебный роман»

Зато длинное платье из пестрой струящейся ткани, в котором она встречает у себя дома Новосельцева, разом превратило ее из бесполого непривлекательного существа в милую нежную женщину.

Кадр из фильма «Служебный роман»

А платье в клетку, с крупными пуговицами, в котором преобразившаяся «мымра» пришла на работу после свидания, стало настоящим хитом 70-х. Алису Бруновну завалили письмами зрительницы: женщины признавались, что после фильма привели себя в порядок — сделали такую же прическу, как у героини Фрейндлих, сшили такое же платье, и теперь начинают чувствовать себя женщинами.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене и читайте классные истории!