Администрации трех районов Петербурга прибегли к дроблению контрактов на школьное питание
Организация питания частными комбинатами в Северной столице не раз становилась главным объектом внимания Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС). По статистике, представленной ведомством, сфера социального питания является
В рамках борьбы с данным явлением на рынке соцпитания властями были приняты меры, направленные на централизацию закупок. По такой системе организацией питания во всех районных школах может заниматься один поставщик, при этом комитет по госзаказу выступает в этой системе заказчиком. Это позволило снизить риски нарушения антимонопольного законодательства комбинатами питания.
Однако под контроль ведомства попадают не все торги. Согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 N 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга», на комитет по госзаказу возлагаются полномочия на определение поставщиков в аукционах с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) свыше 40 млн рублей. В случае если НМЦК от 3 до 40 млн рублей, такие полномочия возлагаются на районные администрации. При НМЦК менее 3 млн – с поставщиком напрямую заключает контракт руководство образовательного учреждения.
Дробление контрактов в сфере соцпитания
Ценовым аспектом определения поставщика в процедуре госзаказов могут пользоваться заинтересованные стороны. Новые госзакупки на организацию питания в общеобразовательных учреждениях Невского, Центрального и Приморского районов имеют тенденцию, которая может привести к повышению рисков заключения между поставщиками новых договоренностей на рынке.
В Единой информационной системе в сфере госзакупок (ЕИС) были обнаружены контракты на поставку питания в Невском районе, которые сейчас находятся на стадии принятия заявок. Окончание сбора заявок состоится в конце апреля.
Примечательно, что единого контракта на все школы Невского района нет, администрация выступает заказчиком на оказание услуг общественного питания сразу в 22 контрактах.
Как видно из приведенной таблицы, закупки распределены таким образом, чтобы не выйти за предел 40 млн рублей. Это позволяет не подключать к аукционам комитет по госзакупкам, ограничившись администрацией Невского района в качестве заказчика. В результате такого дробления контрактов отчасти снижается уровень контроля, который могли осуществлять сотрудники комитета, ели бы НМЦК превышали 40 млн рублей.
Аналогичная ситуация наблюдается и в Центральном районе. Вместо единой закупки на ЕИС зарегистрированы 7 контрактов, и в каждом случае НМЦК варьируется от 30,2 до 39,9 млн рублей. Администрация района разбила школы на группы, чтобы распределить контракты лотами строго до 40 млн рублей, что вызывает вполне логичные вопросы о необходимости для дробления закупки и исключения из процедуры комитета по госзаказам. Ведь при дроблении контрактов на несколько составляющих увеличивается риск заключения между комбинатами неких договоренностей при участии в аукционах.
Контракты на питание в Приморском районе Петербурга
Отдельного внимания заслуживает ситуация с госзакупками на поставки питания в Приморском районе Петербурга. На осуществление услуг по организации питания в районные учреждения существовала
Большинство комбинатов не обладают необходимыми мощностями для реализации столь крупного контракта. Единственным участником тендера стал принадлежащий городу комбинат КСП «Красносельского района». Однако в итоге результаты торгов были аннулированы. Согласно официальным документам, результаты протоколов рассмотрения заявок были отменены из-за жалобы в УФАС одного из петербургских поставщиков социального питания – ООО «Торговый дом А.П. Иванов». Согласно заявлению представителей комбината, сумма, необходимая для реализации контракта, слишком высока – а значит, ограничивает конкуренцию на рынке социального питания. Рассмотрев все данные, ведомство сочло замечание обоснованным и отменило результаты торгов.
Примечательно, что сам «ТД А.П. Иванов» даже не подавал заявку на участие в тендере. Приморский район никогда не входил в сферу интересов комбината, поскольку его внимание сосредоточено в большей части на Фрунзенском районе Петербурга. Журналисты усмотрели в подобных действиях комбината
По мнению СМИ, «Торговый дом А.П. Иванов» и «Фирма Флоридан» могут находиться в партнерских отношениях, поскольку выступали с
Стоит отметить, что для «Фирмы Флоридан» Приморский район является приоритетным при участии в тендерах на поставки питания – в нем у комбината
При этом именно в Приморском районе ранее сотрудниками УФАС
После отмены закупки стоимостью 217 млн рублей комитет по госзаказу, судя по всему, решил переиграть ситуацию. Теперь укрупненные лоты объединяют в себе поставки в школы и детские сады. Часть школ получит поставщиков под контролем ведомства, а другая часть – будет под контролем администраций и отдельных школ.
Согласно приведенной таблице, в 2 контрактах стоимостью более 110 млн рублей заказчиком выступит комитет по госзаказу. В контрактах свыше 3 млн рублей контроль возьмет на себя администрация Приморского района, а контракты с НМЦК ниже 3 млн рублей будут заключены школами напрямую с поставщиком.
Другими словами, на рынке социального питания Петербурга наблюдается тенденция по дроблению крупных лотов, что в конечном итоге может привести к ухудшению положения дел в сфере школьного питания, а также появлению договоренностей между частными комбинатами. Ведь чем больше контрактов, хоть и по законным основаниям, окажутся без должного контроля со стороны комитета по госзаказу, тем больше вероятность появления новых картельных сделок.
Наша редакция не утверждает, что данная ситуация с дроблением возникла в результате каких-либо махинаций на рынке соцпитания со стороны администраций или частных комбинатов, однако разделение лотов, учитывая проблемы Петербурга и картелизированость сферы, наводит на определенные мысли.