Как устроено образование в утопиях и антиутопиях XX века
А. и Б. Стругацкие «Хищные вещи века»
Образование – это главная движущая сила общества. Люди живут обычной, размеренной жизнью, у них бесплатные развлечения и четырехдневная рабочая неделя (настоящее общество потребления). Правда, существуют бунтари, кого такая жизнь не устраивает и они убивают местных жителей, желая как-то расшевелить этот мир. В городе есть профессор, который за всем этим наблюдает и изучает инстинктивную деятельность людей.
Как случилось в жизни:
Общество потребления — наша реальность. Мы можем жить, работать, делать покупки не выходя из дома! В некоторых странах даже начали тестировать четырехдневную рабочую неделю. И многих такая жизнь устраивает, но многим это и не нравится.
Евгений Замятин «Мы»
Замятин написал это произведение в 1920 году, только вот действия книги разворачивались в 32 веке! Автор описал общество жесткого тоталитаризма и полным контролем каждого человека: даже детей (свободомыслие тут наказуемо). В школах даже создается новая дисциплина «детоводство». Детей рожать могли только определенные женщины, а воспитывали малышей роботы.
Как случилось в жизни:
В СССР в послевоенное время в школах инакомыслие строго каралось. Да и с роботами Замятин попал в точку, правда, это становится реальным сейчас – каждый день изобретают все новых и новых роботов-помощников.
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
В Итоне учатся только дети из элитных семейств, но учатся здесь и мальчики, и девочки. Классику им не преподают, только справочную литературу. Учат их через гипноз и с самых ранних лет знакомят с правилами секса и со смертью (каждый малыш, начиная с полуторагодовалого возраста, два раза в неделю проводит в Умиральнице).
Как случилось в жизни:
В Итоге учатся только мальчики из элитных семей. Гипноз в образовании не применяют, да и сметровоспитания здесь нет. Так, как Хаксли описывал в своей книге, о сексе тут с детьми не говорят, но все же в некоторых школах учителя уделяют этой теме особое внимание.
Джордж Оруэлл "1984"
Политики воздействуют на сознание детей и делают их своими «рабами». Детей с самого детства учат шпионить и доносить обо всем, даже о своих родителях, а пропагандируют политики через игру со Старшим Братом, ведь считается, что детство – это непрерывная игра.
Как случилось в жизни:
Иногда хочется сказать: «Оруэлл был прав» и Большой Брат за нами действительно следит (для нашей же безопасности), правда, не через детей. И на том, как говорится, спасибо.
Герберт Уэллс «Люди как боги»
Герберт создал идеальный мир, где нет ни бедности, ни богатства, ни лени, ни зла – все одинаково трудятся на благо общества и очень счастливы. Детям помогают раскрыть их таланты, помогают им найти работу и полностью раскрыть свой потенциал.
В этой Утопии школа помогает каждому человеку раскрыть себя на 100% и выбрать истинно свой путь, поэтому в мире каждый человек на своем месте. А взрослым не нужна ни политика, ни законы, ни полиция – они живут по правилам, усвоенным в детстве, и не совершают ошибок и злых деяний.
Как случилось в жизни:
Нам, конечно, да такого уровня в реальности далеко, но человечество уже делает к этому маленькие шаги: родители и учителя все больше помогают детям раскрыть свои способности, да и дети сами уже становятся более осознанными: знают, чего они хотят и как этого добиться, развиваются и добиваются успеха намного раньше, чем предыдущие поколения.