Почему главный крейсер-долгожитель России так ни разу и не вступил в бой

Современный «Петр Великий». Фото: Wikimedia.org
Современный «Петр Великий». Фото: Wikimedia.org
Уже второй десяток лет он просто стоял на приколе у самого дальнего пирса в Кронштадте. Днище обрастало морскими водорослями, чайки пришли на смену экипажам, а флаг на корме так давно не меняли, что он уже полностью выцвел.

Стереть позор Крыма

А ведь когда-то броненосец «Петр Великий» наводил ужас на эскадры царицы морей Великобритании и заставлял дрожать от зависти адмиралов германского кайзера! Неповоротливое бронированное чудовище, коптя на всю Балтику единственной своей высокой трубой, разрезало морские волны. Этому кораблю не был страшен даже самый сильный шторм, где уж там удержать его политическому урагану! Получив глубокие раны после Крымской войны, Россия не стала долго раскачиваться с восстановлением. Корабелы сразу же предложили чертежи нового, мощного военного парохода, корабля-крепости.

В 1867 году контр-адмирал Андрей Александрович Попов удивил морское министерство своими смелыми чертежами и расчетами совершенно нового флагмана флота. Он многое взял от английских образцов, но превосходил их по вооружению, броневой защите и запасу хода. Вооружение состояло из четырех 12-дюймовых (305 мм) орудий с длиной ствола в 20 калибров, размещенных по два в концевых башнях. Кроме этого, на корабле установили шесть пушек поменьше, также были предусмотрены места для установки двух мрщных мортир.

Проект получил рабочее название «Крейсер» и был заложен на Галерном острове в Санкт-Петербурге в 1869 году.

Эскадренный броненосец «Петр Великий»
Эскадренный броненосец «Петр Великий»

В поисках жертвы

Корабль такого типа требовал колоссальных затрат на строительство — на постройку корпуса планировалось затратить 1 475 000 рублей, машины броненосца оценили в 835 000 руб. В сумме это составляло очень серьезную часть средств, выделяемых из бюджета страны на все военное судостроение. Но и этих значительных сумм не хватило –  пришлось еще несколько раз выделять бюджетные средства (такова уж судьба Петербурга – точно по той же схеме полтора века спустя строили футбольный стадион).

В 1872 году «Крейсеру» присвоили постоянное имя – в честь двухсотлетия со дня рождения первого русского императора броненосец нарекли «Петр Великий». Кажется, имя стало защитной грамотой этому кораблю. Он совершил много походов, был в Средиземном море, бороздил воды Атлантического океана, ходил в опасные высокие широты. Военное руководство высоко оценило боевые возможности «Петра Великого» и планировало начать серийное строительство подобных броненосцев. Для успешного противостояния германскому флоту задумывали спустить на воду еще пять кораблей типа «Петр Великий» на Балтике, а чтобы напугать турок, еще 10 должны были построить на Черном море Но эти планы так и остались на бумаге.

А вот повоевать «Петру Великому» не довелось. И неприятели не жаждали связываться с плавучей крепостью, и русские адмиралы не рисковали подставить под удар корабль с таким именем. Был у него шанс сходить на японцев в 1904 году, но не сложилось – «Петра» посчитали устаревшим кораблем, а в армаде адмирала Рожественского корабельного хлама хватало и без этого ветерана российского флота.

Жизнь после списания

С 1903 года «Петр Великий» использовали в качестве учебного судна, а с 1917-го – как плавучую базу для подлодок Балтийского флота. В 1918 году «Петр Великий» принял участие в легендарном Ледовом походе – переброске кораблей из Гельсингфорса в Кронштадт, подальше от наступавших немцев и финнов. В 1921 году крейсер полностью разоружили и превратили в блокшив – несамоходное судно, использующееся в порту для утилитарных целей. В разные годы здесь помещались лазарет, таможенный пакгауз, тюрьма и склад. Почему-то даже у беспощадных большевиков не поднималась рука отправить его на слом. «Петр Великий» пережил даже Великую Отечественную войну, обеспечивая боевую деятельность кораблей Краснознаменного Балтийского флота. И только в 1959 году о нем вспомнили, исключили из списков части и порезали на металлолом.

90 лет пусть не славной, но достойной трудовой жизни. На флоте этот корабль хорошо помнят, и именно благодаря этой памяти назвали «Петром Великим» тяжелый атомный крейсер, самый большой в мире действующий ударный боевой корабль (не считая авианосцев), и по сей день охраняющий рубежи России.

Другие материалы цикла «Великие корабли»

Почему крейсер «Варяг» был обречен стать плавучей могилой

«Проклятое» название, которое нельзя давать кораблям

Зачем адмирал Нахимов затопил свою «Силистрию»

Японская субмарина случайно отомстила американцам за ядерные бомбы

Кораблик со шпиля Адмиралтейства: как погиб фрегат «Орел»

Вам может быть интересно: